9. Фотоматериалы посадки, сделанные высадившимися на Луну астронавтами, показывают модуль, стоящий на ровной, гладкой, девственной и ничем не потревоженной поверхности. Этого не могло быть, если бы они действительно прилунились с помощью реактивных двигателей, давление пламени которых составляет 4530 кГс. Вся поверхность места прилунения должна быть серьезно повреждена. Снимок 5. Состояние "лунной" поверхности после приземления Аполлон-15; на заднем планы г. Хедли и Апеннины (30-35 км). Подробнее AS15-82-11156 (297k or 1309k). Контраргумент хиви НАСА: Струи пыли, разлетающиеся из-под двигателя перед посадкой - этакие "танцующие белые иглы", - прекрасно видны на кинопленке. Их можно наблюдать на эпизодах посадки всех "Аполлонов", когда астронавты снимали через иллюминатор приближающуюся лунную поверхность. Особенно хорошо пыль заметна на фильме, снятом астронавтами "Аполлона-16" - прекрасно видны и пылевые струи, и нерезкие очертания тени лунного модуля на пылевом слое, и то, как под слоем поднятой пыли скрываются детали поверхности. Теперь - о кратере, который должен был образоваться под посадочной ступенью. А собственно, с чего бы там быть кратеру? Только из-за того, что в грунт ударяет газовая струя от зависшего над грунтом аппарата? Это бывает и на Земле - когда самолет с вертикальным взлетом и посадкой (например, "Харриер" или советский Як-38) садится на грунт или взлетает с него. Тяга двигателя "Харриера" - 10 тонн, вдвое больше максимальной тяги двигателя лунной кабины. А как мы сейчас увидим, фактическая тяга двигателя лунной кабины в момент посадки раза в четыре меньше его максимальной тяги, так что тяга двигателя "Харриера" при вертикальной посадке больше тяги посадочного двигателя "Аполлона" на порядок. Но "Харриер" не оставляет в грунте заметных ям - хотя пыль, конечно, стоит столбом. Аргумент: В самом начале этого века в прессе прошел слух, что НАСА подготовило книгу, в которой досконально объясняет все, но ожидание этого ответа окончилось ничем – книга так и не появилась. Однако по зрелому размышлению NASA отказалось от затеи с книжкой. Глава агентства Шон О'Кифи заявил: «Если бы мы попытались дать развернутый ответ на эти слухи, мы тем самым допустили бы, что подобная белиберда имеет под собой основание». «Лучше оставить все как есть, потому что, обращая официальное внимание на смехотворные обвинения, мы только ухудшаем ситуацию, косвенно подтверждая слухи», – считает бывший историк NASA Роланд». Надо думать, работают принципы американского правосудия – согласно им подсудимый на суде имеет право молчать (за него говорит адвокат), но если подсудимый начнет давать показания, то тогда он уже не имеет права останавливаться и обязан отвечать на все вопросы, которые ему будут заданы, а не только на те, на которые он хочет отвечать. И НАСА боится начать разговор, страшится, что, начав отвечать, оно уже не сумеет отмолчаться от тех вопросов, на которые у НАСА нет ответов, а их нет потому, что нужных ответов не существует в природе, а точные ответы приведут к признанию того, что американцев на Луне не было. Можно предположить, что версия контраргументов НАСА вышла в Интернете, сначала на англоязычых сайтах, затем в рунете с тем материалом, который не обсуждался у нас, и с небольшими поправками на дискуссии у нас. Такой контраргумент был приведен выше. Ни Хариер, ни советский Як-38 не садятся на барханы или сыпучий не закрепленный песок по правилам безопасности, вообще! означает потерю самолета, только на палубу, бетон или асфальт. В приведенной фотографии СВВП садится на бетон. При сравнении тяги и количества поднятой пыли не учтена сила притяжения на Луне, которая меньше на столько же, насколько меньше тяга, чем на Земле. Поэтому объем поднятой пыли не зависит от тяги реактивной струи, а определяется от зависшей массы над грунтом, а они для Харриера и лунного модуля почти одинаковые: масса Хариера пустого - 5579 кг и максимальный взлетный 11340 кг; на приведенной фотографии Харриер без тяжелого вооружения – максимальная масса с полным баком будет 8 тонн; лунный посадочный модуль - 8 тонн. Так же напомню, что у американцев до сих пор нет самолета с вертикальным взлетом. Харриер – самолет английской сборки. Для Харриера вместо понятия бетон использован термин грунт. На луне же грунт – это реголит. Согласно исследованиям лунных пород реголит – это слой рыхлого, слабосвязанного обломочного пористого материала, покрывающий лунную поверхность, другими словами пыль с мелкой щебенкой неправильной формы и размером до одного сантиметра, средний размер 60-90 мкм, который формуется и уплотняется до 60%. Очевидно, что итогом реакции реголита на вертикальную реактивную струю является вынос пыли на периферию, уплотнение и сохранение под спускаемым модулем крупных фракций и достижение твердых пород. Отчасти, американский лунный модуль будет работать как буровая станция, пока не упрется штырями опоры в невыносимый реголит или твердую породу, в отличие от советских аппаратов, двигатели которых на высоте около 2 м по команде от гамма-высотомера выключались. В контраргументах можно видеть умышленную подмену материалов с использованием земного представления условий на поверхности Луны, как и использование фотографий для введение в заблуждение, так же занижение по крайне мере на порядок реальной реакции реактивной струи на лунный грунт. Если НАСА будет говорить, что Аполлоны садились на корку реголита, тогда они противоречат научным данным по лунным породам полученным с Луны и заврались. Контраргумент НАСА: Поговорим о тяге двигателя посадочной ступени. Действительно, его максимальная тяга составляет 4530 кГс. Но «в полную силу» этот двигатель работает только при переходе с около лунной орбиты на траекторию снижения, когда надо изменить скорость лунного корабля на значительную величину. А при маневрировании вблизи поверхности и при посадке двигатель работает в режиме малой тяги, в котором его тяга изменяется в пределах 10-65% от максимальной. Непосредственно перед посадкой двигатель развивает тягу в несколько раз меньше максимальной – он всего лишь компенсирует вес посадочного модуля, чтобы тот не упал. Масса посадочного модуля – 15065 кг, его вес на Луне – 15065 кг * 1,62 м/с2 = 24405,3 Н – =2440 кГс. А если учесть, что в момент подхода к самой поверхности Луны почти все топливо посадочной ступени, которое имеет массу 8217 кг, уже израсходовано, то тяга получается примерно (15065 – 8217) кг * 1,62 м/c2 = 11093,76 Н ~=1109 кГс – в четыре с лишним раза меньше максимальной. Подсчитаем давление на лунный грунт, которое создает вытекающая из двигателя газовая струя. Силу давления мы уже знаем – она равна весу лунного модуля в момент посадки, т. е. примерно 1100 кГс. Диаметр сопла двигателя составлял 137 сантиметров, а его площадь – 14775 см2. Будем считать, что газовая струя, выходящая из двигателя, не расширяется в стороны, т.е. площадь соприкосновения ее с лунной поверхностью такая же. Разделив 1100 кГс на 14775 см2, получим, что давление составляло менее одной десятой атмосферы – вполне достаточно, чтобы сдуть пыль из-под двигателя, но явно маловато для того, чтобы вырыть кратер – особенно в лунном грунте. Этот грунт достаточно твердый: Армстронг и Олдрин не сумели как следует воткнуть в него флагшток. Снимок 8. Состояние грунта под посадочным модулем «Аполлон-11». Нами приведена фотография NASA AS11-40-5921 ( www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/as11-40-5921.jpg) – вид лунной поверхности под посадочной ступенью «Аполлона-11». Четко видны последствия воздействия газовой струи на грунт. В полном соответствии с нашими расчетами, никакого кратера под двигателем нет, но пыль непосредственно под двигателем сдута практически полностью, а вокруг – частично. Аргумент: Человеческое тело привыкло к всестороннему давлению 1 атмосфера или 101000 Па. Если бы к специалистам, написавшим это, приложить 0,1 атм. сзади, тогда через одну секунду они бы набрали скорость свыше 100 м/c, примерно через минуту они набрали бы первую космическую скорость для выхода на орбиту планеты Земля. Налицо умышленная подмена понятий атмосферное давление и реактивная тяга для несведущего человека. Специалистам из хиви НАСА стоило бы засунуть головы под «газовую» струю, чтобы их оторвало. Откуда взято, что грунт на Луне твердый, если подошвы астронавтов погрузились в него на 2-3 см, а то и глубже? Посмотрите на собственное фото на состояние грунта вокруг посадочного модуля ( снимок 7). Наконец, это в связи с чем, «в полном соответствии с нашими расчетами, никакого кратера под двигателем нет», если вы размеры этого кратера и не брались рассчитывать? Кратер-то образуется от выноса грунта реактивной струей, а не от давления на него. Если чуть выше Армстронг уверял, что пыль начала подниматься (а не прессоваться!) при спуске ниже 30 м? Но, раз речь идет о выносе пыли реактивной струей, так и считайте этот вынос, специалисты хиви НАСА! Тут кстати будет привести то, что написал по этому поводу хиви НАСА А. Марков: «В конечную фазу прилунения (зависание над поверхностью) летательный аппарат переходит над выбранной „посадочной площадкой". Оптимальная высота этого режима 8-10 м от поверхности до центра масс LM. Лунный модуль „Орел" миссии „Apollo-11" ... опускался на поверхность в режиме зависания – 5 секунд и еще 0,9 секунды двигатель работал уже у ставшего на грунт LM.
Итак, рассчитаем самостоятельно радиус выноса R и количество вынесенного грунта M или радиус лунки L. Считаем для простоты, что газовая струя из сопла после вертикального удара о реголит горизонтально расширяется по окружности и создает зону с падением давления обратно пропорционально квадрату расстояния от оси. Соответственно, давление с которой давит на частицу реголита газовая струя равно 1100 кГс/R2 м2. Используя данные исследований грунта «Луны-16», средняя частица реголита на глубине в 30 см имеет размер 0,114 мм, и считая ее сферой, находим, что ее массу следует оценить в 0,0014 мГ, а площадь поперечного сечения – в 0,01 мм2. Значит сила давления на частицу равна 0,01 мм2х10-6х1100 кГс/R2 м2. Коэффициент сцепление частицы с поверхностью реголита считаем равным 1. Тогда сила препятствующая силе давление равна 1х0,0014 мГх10-6 х1,62 м/с2. Таким образом средний радиус выноса реголита будет равен R=(0,01х10-6х1100/1х0,0014 х1,62)1/2 = 60 м . Для частиц размером 1,1 мм R=20 м, размером 1 см R=7 м, 11 см R=2 м. Т.о., при зависании посадочного модуля „Apollo" над поверхностью Луны поднимется пыль в радиусе не менее 60 м. На месте удара реактивной струи зарождается лунка и газовая струя теперь расширяется над поверхностью, вынося грунт из лунки. В итоге имеем лунку после посадки модуля с радиусом L и глубиной H. Опустим вывод соотношения. В итоге для лунного грунта имеем радиус лунки L ~ 0,13x(Мxt)1/4 , где в скобках масса посадочного модуля и время зависания над грунтом (сделано упрощение, что лунка имеет угол с горизонтом 300). Для Аполлонов-11 получаем 0,13x((15065 – 8217) x 6)1/4 ~ 2 м . Т.е., диаметр лунки в месте приземления должен быть 4 метра, а глубина 1 метр, из которой выносятся камни размером до 11 см. (Сравните с результатами для Луны-19, в целом модулей класса луноходы, масса которых не боле 500 кг, радиус выноса пыли R=15 м, лунка для того же времени зависания, на самом деле t в несколько раз меньше, имеет диаметр 180 и глубину 45 см, из которой выносятся камни не больше 7 см). По другим расчетам журналиста Ю. Мухина американский модуль выносит лунный грунт из лунки диаметром 3 м и глубиной 1,9 м. Где эта яма на фотографиях? Покажите ее!
Снимок 9. Состояние грунта под посадочной платформой и следы от Лунохода-1. На панораме, сделанной Луноход-1, можно видеть оголение крупных фракций реголита вокруг посадочной платформы. Очевидно, из-за выноса пыли. Видна так же ямка под посадочной платформой по падению тени от салазок. Глубина лунки 30-40 см. Подробнее снимок 600Где же лунка под „Apollo-15" ( снимок 7)? Метод расчета не претендует на то, чтобы ему обучали студентов, но за 35 лет этих споров и восторженного ора наших космических «столпов» по поводу «великой победы американцев» мог найтись хоть один специалист, который выполнил бы подобный расчет? А не посылал бы смотреть следы от взлета «Харриеров» или Як-38. Такое впечатление, что наши «специалисты в области космоса» без помощи НАСА могут рассчитать свою зарплату, включая кандидатские и докторские надбавки, да как Ю. Караш предлагать амбициозные планы освоения Марса в чем, смысла они не понимают. (Использовались материалы Ю. Мухина) Дополнительные материалы:
|