Освоение Луны




Воскресенье
24.11.2024
09:17
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствуем Вас Гость
RSS
ГлавнаяРегистрацияВход
Разделы новостей
Вселенная
Модели и космология
Млечный путь
Новости из глубокого космоса
Межпланетные новости
Пороги новой космической эры
Космическая гонка
Ведущие космические державы заявляют о своих планах
Лунные программы
Анонсирование программ по освоению Луны
Земная орбита
Космические отели и гигантская свалка
Идеи и люди
Открытия и сегодняшняя реальность
Публичные расследования
Контроль за организациями, связанными с Космосом
На Земле
Главные события на родной планете
Online фильмы
Фантастика и документальные фильмы о Космосе и Земле
Форма входа

Календарь новостей
«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Итоги исследований
Наш опрос
По Вашему мнению, провозгласит ли Лунная республика независимость?
Всего ответов: 163
Поиск
Карта города Alliga Ter


Реклама:
Статистика
Рассылки Subscribe.Ru
Освоение космоса


Человек: перспективы и ресурсы - управление нервной системой
2007 © В Рунете ресурс входит
TOП-50 научные общества
TOП-50 наука, психология


Главная » 2009 » Декабрь » 17 » НАСА корректирует планы возвращения на Луну
НАСА корректирует планы возвращения на Луну
01:57
Американскому космическому ведомству надо чуть-чуть притормозить и подкорректировать направление своей основной работы. К этому, если кратко суммировать, сводится совет авторитетных экспертов руководству НАСА. По их мнению, следует пересмотреть планы осуществления пилотируемых полётов, в частности отказаться от намерений вернуться на Луну к 2020 году.

К этим рекомендациям трудно будет не прислушаться: они подготовлены независимой комиссией под председательством Нормана Огастина, в прошлом исполнявшего обязанности министра Армии США и президента корпорации Lockheed Martin. А комиссия, включающая помимо Огастина ещё 9 бывших и действующих глав компаний, так или иначе связанных с космосом, учёных, инженеров, астронавтов и генерала ВВС в отставке, была сформирована в мае этого года Белым домом, точнее его Управлением по научно-технической политике. Перед экспертами была поставлена задача собрать и проанализировать объективную информацию об оптимальных путях развития космической программы страны.

Как заявил Огастин, комиссия убеждена в том, что НАСА двигается неверным путём и разрабатывает совсем не тот носитель, который нужен. На создание прототипа ракеты "Арес-1", которая должна в соответствии с нынешними планами прийти где-то в 2015 году на смену шаттлам и в последующем доставлять астронавтов на Международную космическую станцию, Луну и Марс, уже затрачено в течение последних четырёх лет 350 миллионов долларов. Однако эксперты считают, что "Арес-1" не будет готова ранее 2017 года, когда МКС должна уже покоиться на дне Тихого океана. Её предполагают спустить с орбиты и затопить в первом квартале 2016 года. Если же продлить срок эксплуатации станции до 2020 года, на чём настаивают члены комиссии, то тогда дебют "Ареса-1" будет отсрочен как минимум до 2018 года, так как придётся изыскивать средства в бюджете НАСА на МКС.

Первый испытательный пуск 100-метрового прототипа "Арес 1-Х" был осуществлён 28 октября на космодроме на мысе Канаверал во Флориде и прошёл не совсем успешно. В нижней части твердотопливной первой ступени, которая отделилась от ракеты и на парашютах опустилась в Атлантический океан, была обнаружена огромная вмятина. Причину её появления пока никто однозначно объяснить не берётся. Кроме того, неправильно сработал один из трёх её парашютов, имеющих в диаметре 46 метров. Под порывами воздушного потока он начал цеплять другой парашют, в результате чего и тот не сработал полностью, как надо.

По словам Огастина, имеет больше смысла переориентировать пилотируемую программу на высадку астронавтов на один из пролетающих мимо Земли астероидов, что вполне можно было бы осуществить в начале 2020-х годов, или на спутник Марса, к примеру, Фобос или Демос.

Как подчеркнула комиссия, у НАСА просто не хватает средств для выполнения задачи, поставленной перед ведомством в 2004 году бывшим в то время президентом Джорджем Бушем: возвращение астронавтов на Луну к 2020 году и экспедиция на Марс к 2030 году. Специалисты подсчитали, что на реализацию этой программы, получившей название "Констеллейшн" (Constellation), потребуется свыше 100 миллиардов долларов. К настоящему времени израсходовано 7,7 миллиарда, в том числе на разработку носителей "Арес-1" и "Арес-5", космолёта "Орион", посадочного лунного модуля "Альтаир".

"Данная программа при любом раскладе не подкреплена сейчас соответствующими ассигнованиями, - указал Огастин. - Наши желания и возможности оказались на разных траекториях".

Если администрация Обамы хочет, чтобы астронавты оторвались от околоземной орбиты, то необходимо дополнительно выделять в год на космос 3 миллиарда долларов, отмечается в докладе. На начавшийся 1 октября 2010 финансовый год Обама запросил у законодателей для НАСА 18,7 миллиарда долларов. И бюджет ведомства до сих пор не утверждён Конгрессом.

"В рамках предложенного бюджета освоение других планет невозможно", выразил твёрдое убеждение член комиссии профессор аэронавтики из Массачусетского технологического института Эдвард Кроули. "Хотите что-то сделать найдите деньги, - вторит ему другой член комиссии - Салли Райд, самая первая женщина в отряде астронавтов, совершившая полёт на шаттле "Чэлленджер". - В такой бюджет очень трудно втиснуть исследовательскую программу".

Эксперты рекомендуют также привлекать другие страны к исследованиям за пределами околоземной орбиты; продлить примерно на год сроки эксплуатации трёх оставшихся в распоряжении НАСА шаттлов, которые предполагается отправить в утиль осенью 2010 года; выделить около 5 миллиардов долларов частным компаниям на создание своего рода "орбитальных такси" для доставки экипажей и грузов на МКС и вывода в космос научного оборудования. 


Лунная база

Возможный внешний вид лунной базы. Изображение NASA


"Если после разумного проектирования, создания альянсов с партнёрами и подключения коммерческих подрядчиков страна окажется не в состоянии финансировать работы по достижению намеченных целей, то она должна признать, что ожидания не оправдались, и поставить менее масштабные цели", - говорится в докладе.

С выводами комиссии согласны и многие не вошедшие в её состав специалисты. "Проблема в том, что мы пытаемся впихнуть ногу 47-го размера в ботинок 43-го, - считает автор нескольких книг о программах космических исследований Говард Маккерди из Американского университета. - Многое из того, что казалось в 2004 году само собой разумеющимся, попросту не сбылось".

"НАСА как спортсмен, который в 1960-х годах бил рекорды, но с тех пор застрял на одном месте и никак не может определиться с тем, что же у него получается лучше всего", - отметил бывший руководитель научных проектов НАСА Алан Штерн. "Президент Джордж Буш так и не выполнил своих обещаний по финансированию НАСА", - добавил он, подчеркнув, что предыдущий директор космического ведомства Майкл Гриффин "пытался действовать методом тришкина кафтана, но не срослось". Обаме придётся сейчас выбирать: "или, по сути дела, отказаться от пилотируемых полётов, или выделить дополнительные деньги", полагает Штерн.

По мнению другого экс-помощника директора НАСА Скотта Хаббарда, если администрация Обамы предложит другим странам, включая Россию и Китай, принять участие в подготовке и проведении экспедиции в дальний космос, то удастся намного снизить затраты США.

Обнародованные в своё время Бушем планы выхода НАСА из программы МКС также признаны многими специалистами как неразумные. Так, например, считает целесообразным продлить сроки эксплуатации МКС до 2020 года Джули Робинсон, одна из исследователей НАСА, участвующая в научных проектах на борту станции. "НАСА нужна эта станция, убеждена она. Шесть месяцев работы на её борту, а именно столько длится вахта членов длительных экспедиций на МКС, - это наилучший способ подготовиться к многомесячному перелёту к Марсу в будущем". При нынешнем развитии технологии пилотируемая миссия на Красную планету может продлиться примерно 3 года, включая обратную дорогу. По словам Робинсон, только орбитальная станция, в создании которой участвуют 16 стран, позволяет проводить уникальные опыты и разрабатывать методы противодействия таким последствиям продолжительного пребывания в состоянии невесомости, как потеря костной массы. Сохранение станции гарантирует, что "следующий шаг за пределы околоземного пространства будет безопасен для человечества", указала она.

Нынешний директор НАСА Чарльз Болден, сам в прошлом астронавт, похоже, тоже склоняется к тому, что не стоит сосредоточиваться сейчас на экспедиции к Марсу. "У нас не будет возможности направить туда людей ещё какое-то определённое время из-за угрозы облучения и других повышенных рисков для здоровья астронавтов, - сказал он, выступая на Капитолийском холме. - Нужно заниматься тем, что нам под силу. Планировать полёты, которые можно будет совершить через год или два. Это также позволит поддерживать интерес американской общественности к программам освоения космоса. Для всех будут привлекательны, к примеру, визиты на астероиды, осуществляемые роботами или людьми".

По словам представителя Белого дома Ника Шапиро, администрация внимательно изучает 155-страничный доклад. Решение - за Обамой.

Сесть снова на Луну не позже 2020 года

Президент Джордж Буш оставил свой отпечаток в космических делах, когда в январе 2004 года представил НАСА новую американскую программу в этой области. Её новизна сводилась к тому, что приоритет отдавался полётам на Луну и подготовке экспедиции на Марс вместо запуска космических кораблей на околоземную орбиту.

План Буша предусматривал также отказ от использования шаттлов к 2010 году, создание нового типа пилотируемого космического корабля. Имелось в виду кроме того, что к тому же году НАСА выйдет из программы МКС. При этом, подчёркивал президент, США полностью выполнят все свои обязательства перед 15 странамипартнёрами, в числе которых и Россия.




Видео. Первое испытание, 31 июля 2008 г.. Падение нового космического корабля "Орион". Просмотреть на сайте НАСА здесь или скачать 898Kb

Основной пункт намёток Буша гласил, что не раньше 2015 года, но и не позже 2020 года США совершат вторую экспедицию на Луну - там будет построена постоянная база; после Луны начнётся подготовка к пилотируемому полёту на Марс.

Чтобы этот план не остался на бумаге, президент предложил увеличить бюджет НАСА на один миллиард долларов в год. Предусматривалось также перераспределить постатейные ассигнования агентства таким образом, чтобы выделить ещё 11 миллиардов долларов на новую программу. Ко времени выступления президента основной бюджет НАСА на предстоящее десятилетие был утверждён в размере 86 миллиардов долларов.

Общая цель инициативы Буша заключалась в том, чтобы гарантировать лидерство Соединённых Штатов в освоении космоса на десятилетия вперёд, имея в виду растущие амбиции других космических держав - России, Китая, Индии.

Александр Пахомов


Кто и почему помешал Королёву слетать на Марс

Имя главного конструктора Сергея Королёва, как и истинный смысл его исследований, при жизни учёного находилось в тени. И сегодня немногим известно, что главным своим проектом Королёв считал вовсе не высадку на Луну. Он ставил другую задачу: покинуть околоземное пространство и совершить полёт на Марс. Об этом малоизвестном замысле "отца российской космонавтики" мы поговорили с участником разработки проектов экспедиции на Марс и Луну, заслуженным инженером России, автором книги "Марсианский проект С.П. Королёва" Владимиром Бугровым.

- Почему сейчас после довольно долгого затишья вновь начали активно обсуждать тему полётов на Луну и Марс?

- Полёты на орбитальные станции продолжаются уже более 35 лет, и планируется их продолжать и дальше. За этот период не было поставлено никаких новых задач, которые бы вели к какой-то определённой цели. Обсуждение межпланетной космической темы возобновилось, видимо, потому что общественность начала понимать, что некогда великая космическая держава "засохла" на орбитах в околоземном пространстве.

- В своей книге вы пишете, что главным своим делом Сергей Королёв считал именно марсианский проект и начал работу по его реализации. Почему в других книгах об истории космических исследований в нашей стране эта работа Королёва практически не упоминается?

- Не только Сергей Павлович Королёв считал этот проект главным. Полвека назад, 10 декабря 1959 года, вышло постановление Совмина СССР № 1388-618 "О развитии исследований по космическому пространству". В нём предписывалось: создать автоматическую научную станцию на Луне, создать космические ракеты для полёта на Марс и Венеру, осуществить первые полёты человека в космос, разработать автоматические и обитаемые межпланетные станции и станции на других планетах. Именно такая программа с конечной целью достичь поверхности планет была намечена Королёвым и утверждена правительством, а не "лунная гонка" с американцами - кто раньше высадится на Луну, как утверждают некоторые соратники Королёва.

Через год, 23 июня 1960 года, вышло ещё одно постановление, которое конкретизировало задачу, в частности, было предписано создать ракету для выведения на околоземную орбиту тяжёлого межпланетного корабля массой 60-80 тонн. В обоих постановлениях о высадке космонавтов на Луну речи не идёт. Это была исключительно межпланетная программа. К сожалению, она по ряду причин была остановлена.

База на Луне


О том, что Королёв занимался марсианским проектом, знали немногие. И не только из-за секретности. Он опасался нездоровой критики со стороны оппонентов в вышестоящих организациях и не афишировал этот проект. О нём многие просто не знали. У тех, кто писал об истории космонавтики, порой была своя мотивация умолчать о марсианском проекте Королёва. Упомянув о нём, им следовало объяснить, куда он делся, в пользу каких программ от него отказались. Авторы таких публикаций могли выглядеть не очень красиво, если они приложили руку к его уничтожению.

- Когда же Королёв планировал осуществить экспедицию на Марс?

- В 1962 году марсианский проект был подготовлен для утверждения на межведомственной комиссии под председательством Мстислава Всеволодовича Келдыша, президента Академии наук СССР. Сергей Павлович планировал осуществить полёт в 1974 году - я собственноручно записал эту дату с его слов в своей рабочей тетради, она сохранилась. В официальных документах я её не видел.

- Как далеко, на ваш взгляд, продвинулся Королёв в разработке марсианского проекта?

- Есть три главных факта, которые показывают, на каком уровне находился этот проект. Его основа - ракета Н1. В четырёх запусках она подтвердила свои хорошие лётные характеристики, хотя и закончились они неудачно из-за недостаточной отработки двигателей. Без всяких сомнений, в 1974 году она должна была успешно слетать, если бы не происки соратников Сергея Павловича.

Второе - тяжёлый межпланетный корабль. Он был спроектирован, и с 1968 по 1975 год в Институте медикобиологических проблем на нём проходили испытания. Кстати сказать, этот макет модернизирован и на нём же сейчас в ИМБП проводится эксперимент "Марс-500". И, наконец, третье - создание гражданского отряда космонавтов из числа специалистов, которые должны были обеспечить на орбите сборку и подготовку к полёту четырёхсоттонного марсианского корабля.

- Почему экспедиция на Марс в результате не состоялась?

- Она не состоялась в результате того, что вышел ряд постановлений, которые поменяли задачу. В 1961 году после полёта Гагарина президент США Кеннеди, видимо, не рискуя соревноваться с нами по марсианской программе, ставит более простую и быстрее достижимую задачу - высадить американцев на Луну к 1970 году. Хрущёв, утвердивший нашу межпланетную программу, не меняет своего решения. Главные конструкторы Владимир Челомей и Михаил Янгель, стремясь перехватить инициативу у Королёва, предлагают Хрущёву свои варианты тяжёлых ракет, в том числе для полёта на Луну. Их поддерживает Валентин Глушко, создававший двигатели для их ракет. Он отказался разрабатывать двигатели для ракеты Н1 и, рассорившись с Королёвым, противодействовал её созданию.

В 1964 году у Хрущёва создают иллюзию, что можно высадиться на Луну, опередив американцев, работавших к тому времени над этой программой уже 3 года. Чтобы не потерять финансирование марсианского проекта, Королёв вынужден представить свой проект высадки на Луну, и ему отдают предпочтение. Постановлением от 3 августа 1964 года Хрущёв поручает осуществить облёт Луны раньше американцев Челомею, тем самым определяя его новым лидером в космонавтике. Тем же постановлением Королёву поручается невыполнимая по срокам задача - обеспечить высадку на Луну раньше американцев. Но это решение не отменяло межпланетных задач. Передав другим предприятиям успешно начатые разработки по автоматическим лунным и межпланетным станциям, спутникам связи, спутникам-разведчикам, Королёв продолжал работы по главной теме, надеясь, что наверху поймут: американцев уже не догнать, и марсианская тема вскоре снова станет главной. И такой сценарий стал бы единственно возможным, если бы Королёв остался жив.

После смерти Королёва в 1969 году Келдыш предлагал отказаться от высадки на Луну, вернуться к марсианскому проекту и запустить пилотируемый спутник Марса в 1975 году. Его не поддержали.

Дело в том, что некоторые бывшие соратники Королёва по-своему представляли дальнейшее развитие космонавтики. Не видя перспективы быстрой реализации марсианского проекта, они надеялись в других программах быстрее добиться успеха, получить награды, звания и известность. Так появился проект долговременных орбитальных станций, проект "Союз-Аполлон", началось международное сотрудничество. Эти проекты поддержало партийное руководство они могли сгладить очевидность провала лунной затеи.

В том, что планы Королёва полёта на Марс не состоялись, я вижу вину в основном сотрудников нашего предприятия. Группа соратников и заместителей Королёва спровоцировала в 1969 году решение о создании орбитальных станций, которое сорвало работы по основному проекту. В 1974 году эта же группа спровоцировала решение об отстранении от должности руководителя предприятия Василия Павловича Мишина - бессменного в течение 20 лет первого заместителя Королёва и его преемника, который не поддерживал их инициативы и продолжал выполнять программу Королёва. Сменивший его Валентин Петрович Глушко запретил запуск двух подготовленных ракет Н1. По его решению были уничтожены вся документация и материальная часть по марсианскому и лунному проектам.

- Как вы считаете, насколько активно в дальнейшем могут быть использованы идеи, разработанные Королёвым?

- Главная идея Королёва, которую, как я думаю, обязательно будут использовать, - это поэтапная реализация полёта на Марс. Сначала нужно создать наземный комплекс, в котором должна быть отработана система длительного автономного жизнеобеспечения экипажа. Потом этот же комплекс должен был пройти отработку на околоземной орбите.

Следующий этап - очень важный разгон корабля до второй космической скорости и осуществление первого в мире полёта человека вокруг Солнца, то есть в околосолнечном пространстве. Это первый и основной шаг к тому, чтобы реализовать марсианскую экспедицию. Он дешевле и безопаснее экспедиции. Работы по нему можно начинать сегодня, невзирая на кризисы. Королёв начинал их через 15 лет после войны.

Сейчас появляются проекты полётов на Марс, в которых для разгона с околоземной орбиты предлагается использовать электрореактивные двигатели. У Королёва разрабатывался и такой вариант проекта. Но Сергей Павлович от него отказался. Во-первых, потому что таких двигателей тогда не было, за эти полвека их никто не создал, и перспективы их создания сегодня так же туманны. Во-вторых, это двигатели малой тяги, и корабль должен в течение нескольких месяцев по спирали раскручиваться вокруг Земли, постепенно наращивая скорость. При этом экипаж в корабле будет проходить через очень опасные радиационные пояса Земли и может получить до 50 летальных доз. Королёв же решил осуществить разгон на жидкостных ракетных двигателях - сегодня нет ничего надёжнее ЖРД. Вот эти идеи Королёва и могли бы пригодиться в современных проектах межпланетных путешествий.

Наталья Мушкатёрова, Эхо планеты

 

Из досье

Владимир Бугров, окончивший в 1956 году МАИ, всю свою жизнь посвятил конструированию самолётов, ракет и космических кораблей - сперва в ОКБ С.А. Лавочкина, а затем в королёвском ОКБ-1, где в 1961-1964 годах был основным разработчиком проекта экспедиции на Марс. Следующие два года он посвятил работе над проектом полёта на Луну. По поручению Сергея Королёва он занимался организацией отряда космонавтов в ОКБ-1 и был включён в отряд в качестве космонавта-испытателя.

Работая более двух десятилетий ведущим конструктором и будучи одним из ближайших сотрудников главного конструктора на всех этапах работы, Бугров имел уникальную возможность непосредственно участвовать и видеть в целом процесс создания самых сложных советских ракетно-космических комплексов, в том числе тяжёлой ракеты Н1 и советского челнока "Буран".

Опубликовано в вестнике "Эхо планеты" № 46

Дополнительные материалы:

Категория: На Земле | Просмотров: 2586 | Добавил: ligaspace | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 ligaspace  
0
Прошло почти 6-ть лет с начала программы "Возвращения американцев на Луну"...

НАСА даже не в силах запустить программу Аполлон при современных достижениях науки и техники!


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 


Последние новости:





Прочитайте пожелания про защиту прав интеллектуальной собственности