6 апреля конкурсная комиссия Федерального космического агентства (Роскосмос) выбрала организацию, которая выполнит эскизное проектирование нового пилотируемого космического корабля. По решению комиссии, проект воплотят в жизнь конструкторы «Энергии», процесс эскизного проектирования корабля должен быть завершен к июню 2010 года. На проектные работы выделен бюджет в размере 800 млн рублей.
Ранее заместитель генерального конструктора РКК «Энергия»
Валерий Рюмин сказал, что полагает эту сумму недостаточной: по расчетам специалистов РКК, средств выделяется на 30% меньше необходимого.
Новый пилотируемый корабль сможет нести экипаж из шести человек и возвращаемый груз весом до 500 кг. По словам Рюмина, технические возможности корабля позволят ему летать до Луны и даже дальше. Аппарат будет запускаться с нового космодрома Восточный в Амурской области, строительство которого намечено на 2010 год. Право на создание ракеты-носителя для нового корабля буквально на днях получил самарский ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс». «Ракетный космический комплекс среднего класса повышенной грузоподъемности нового поколения» самарские специалисты будут создавать вместе с коллегами из РКК и ОАО «ГРЦ Макеева».
В космос выйдет Энергия «Ракеты, которые сейчас летают, создавались еще Королевым, а ведь прошло порядка 60 лет, - сказал «Газете» представитель «ЦСКБ-Прогресс». -
У нас будет новый аппаратурный состав, новая система управления, новая схема деления ракеты». По словам источника, в сентябре следующего года центр должен создать и представить на защиту эскизный проект. На эти работы выделено 145 млн рублей. Уже с 2015 года на космодроме Восточный планируются первые запуски космических аппаратов, а с 2018 года начнутся полеты пилотируемых кораблей.
При этом от сотрудничества с Европейским космическим агентством (ESA) российские партнеры решили отказаться. Ранее планировалось, что ESA примет в создании нового пилотируемого корабля самое активное участие. Однако в процессе разработки «единой концепции» аппарата в 2007-2008 годах стороны разошлись в понимании того, как технически реализовать теоретические наработки. В итоге было принято решение о независимой работе над пилотируемыми космическими кораблями.
Борьба за космос при мировом финансовом кризисеПланы по освоению Луны есть не только у России. Высадить на поверхность земного спутника своих граждан к 2020 году намерены Соединенные Штаты Америки. Согласно принятой ими программе «Созвездие» (Constellation), это эпохальное событие должно произойти не позже 2020 года.
Китай, который в последние годы стремительно укрепляет свои позиции в космосе, также планирует оставить на Луне свой след к этому сроку. В начале марта китайский лунный зонд «Чанъэ-1» (Chang'e-1) успешно завершил свою миссию, врезавшись в поверхность спутника. В 2010 году Поднебесная планирует запустить к Луне зонд „Чанъэ-2“, а в 2012 на спутнике появится китайский луноход. В 2020 году полюбоваться видом на Землю с Луны должны тайконавты. Эти амбициозные планы были обнародованы Китаем еще до мирового финансового кризиса, и совсем недавно представитель Китайского космического агентства объявил, что экономическая рецессия не скажется на финансировании космических разработок.
Бюджет российской ракетно-космической отрасли в 2009 году также останется на докризисном уровне. Об этом 18 марта сообщил премьер-министр РФ
Владимир Путин. На реализацию трех федеральных космических программ, как и планировалось, будет выделено 82 миллиарда рублей. Часть этих денег пойдет на уплату процентов по кредитам нескольких предприятий космической отрасли.
Восемь миллиардов рублей будет выделено Государственному космическому научно-производственному центру имени Хруничева. Несмотря на внушительную сумму, предоставленных средств предприятию может не хватить. Его директор
Владимир Нестеров обратился к Путину с просьбой до 2011 года дополнительно выделить еще 11 миллиардов. Без этих денег центр не сможет в срок закончить работу над ракетой-носителем „Ангара“. Ее разработка ведется с середины 90-х годов прошлого века. Максимальная грузоподъемность ракет-носителей класса „Ангара“ составит 25 тонн.
Неизвестно, как эти небольшие финансовые затруднения отразятся на оптимистичных планах российских космических чиновников. Например, в 2006 году тогдашний глава РКК „Энергия“
Николай Севастьянов объявил, что Россия создаст на Луне свою базу раньше, чем США. Позже Севастьянов ушел со своего поста, но о переносе сроков создания лунной базы не сообщалось. Ну что ж, ждать осталось недолго.
Космическая одиссея на Луну стартует в 2020-мРуководство
NASA обнародовало свою новую стратегию освоения космоса. Центральное место в планах агентства занимает предстоящая высадка на Луне, а также строительство долговременной лунной базы, после чего начнется активная подготовка к марсианской миссии. Америка готова взять с собой японцев, европейцев и россиян, а вот китайцам, похоже, придется добираться до Луны своим ходом.
О намерении американцев высадиться на Луне президент США заявил еще в 2004 г., через год после гибели шаттла Columbia. Тогда же
Джордж Буш назвал приблизительную дату этого события – 2020 г. Интересно отметить, что на осуществление
программы Apollo в 1960-х годах у NASA ушло ровно вдвое меньше времени – всего 8 лет против нынешних 16.
Впрочем, на этот раз агентство ставит перед собой грандиозные цели. Предполагается не просто высадка, но строительство на Луне постоянно обитаемой международной базы, которая должна стать главным форпостом человечества в космосе. По мнению представителей NASA, достижение этой цели будет означать наступление новой эры в истории космоплавания, и в этом с ними трудно не согласиться.
Корабли серии Apollo, совершавшие свои полеты в 1960-х гг., приземлялись в экваториальных районах Луны. Однако, для строительства постоянного поселения гораздо лучше подходят полюса спутника. Скорее всего, база будет сооружена на южном полюсе Луны, поскольку этот район три четверти суток освещается солнцем. Это позволит более эффективно использовать солнечные батареи, а также упростит строительство базы и освоение региона. Кроме того, на южном полюсе располагаются вероятные залежи полезных ископаемых – в перспективе ученые планируют заняться их разработкой.
Чтобы добраться до Луны, NASA используют два основных корабля – исследовательский Orion и состыкованный с ним многоцелевой посадочный модуль. После приземления он сможет выполнять функции жилого модуля, первого здания будущей базы.
«Вы можете загрузить в транспортный отсек все, что необходимо. Затем вы доставляете груз и экипаж туда, куда вам нужно. Аппарат способен летать полностью автоматически, причем, разгрузка и установка оборудования может осуществляться роботами, без всякого участия человека. Мы разрабатываем именно такие системы», — заявил
Скотт Горовиц, один из высокопоставленных руководителей NASA.
Модуль выставлен в центре Вашингтона, на знаменитом бульваре National
Mall. По словам представителя Национального аэрокосмического агентства,
в этой трапециевидной конической капсуле, астронавты смогут совершать
полеты к МКС, орбитальные полеты, высадку на поверхность, а также возвращаться на Землю. "Орион" создавался как пилотируемый исследовательский корабль, он
заменит шаттлы и способен обеспечить высадку человека на Луне и полеты
к Марсу", - рассказал журналистам представитель NASA.
По его словам, обитаемая капсула, рассчитанная на размещение до
шести астронавтов, будет выводиться на орбиту двухступенчатой ракетой.
Диаметр аппарата - 5,3 метра, масса около 25 тонн. Прессе представили
участвовавший в испытаниях прототип модуля.
Имя "Орион" корабль получил 22 августа 2006 года. Он состоит из
четырех модулей: ракеты-носителя, обитаемого модуля для астронавтов,
сервисного модуля и технологического модуля. Контракт на сумму более 8
миллиардов долларов на разработку, строительство и испытание "Ориона"
NASA подписало с концерном Lockheed Martin 1 сентября 2006 года.
Первый старт "Ориона" с экипажем планируется на 2014 год, это будет
полет к МКС. Полет к Луне NASA намечает на конец 2019 года. Ранее NASA
планировало произвести запуск "Ориона" в 2013 году, однако из-за
затратности проекта и недостатка выделяемых правительством средств
запуск пришлось перенести. Однако некоторые эксперты уверены, что
задержка происходит из-за того, что создатели "Ориона" не до конца
решили все проблемы, связанные с запуском корабля. Некоторые СМИ
говорили, что "Орион" с экипажем на борту сможет полететь к МКС только
в 2016 году, однако NASA все же рассчитывает на запуск в 2014 году.
В настоящее время США располагает единственным способом доставки
людей в космос - шаттлами. Последний шаттл ("Индевор") будет запущен к
МКС 31 мая 2010 года. После этого США вынуждены будут использовать
российские космические аппараты для обеспечения присутствия на МКС и
доставки грузов.
"Орион" должен стать средством воплощения программы освоения
американцами космоса, о которой объявил в прошлом году Джордж Буш. Эта
программа, в частности, предусматривает полет астронавтов на Луну и
первый полет на Марс. В 2020-м экипаж из четырех астронавтов совершит путешествие к Луне с посадкой на ее поверхность. Еще четыре года потребуется на строительство обитаемой лунной базы. По всей видимости, астронавты будут сменяться здесь каждые шесть месяцев. Эксперты надеются, что многие жизненно необходимые ресурсы, прежде всего, кислород и водород, можно будет добывать прямо на месте.
«Все это не похоже на полеты старых “Аполлонов”, – говорит
Джон Логсдон, директор Института космической политики университета Джорджа Вашингтона. —
Мы не ограничиваем себя установкой флага и фотографированием следов от сапог. Речь идет о начале последовательной экспансии в космос, первым этапом которой должна стать возможность долговременного пребывания на Луне».Представители NASA подчеркивают тот факт, что принятая программа освоения открыта для всех заинтересованных стран, коль скоро они будут готовы вложить в нее свои материальные и интеллектуальные ресурсы. При этом американцы выразили полную готовность сотрудничать с космическими агентствами, имеющими своих представителей на МКС – это Россия, Япония и Европа.
А вот в отношении китайцев NASA высказывается очень неопределенно, давая понять, что в настоящий момент Америка не готова взять их на борт своих челноков. Как бы то ни было, на Луне будет построена именно международная база, призванная стать форпостом всего человечества, а не отдельно взятой страны.
Между тем Россия и Китай уже сообщали о намерении совместно взяться за подготовку пилотируемой марсианской миссии. Правда, пока это только планы.
По материалам АЛЕКСАНДР КОШКИН, Lenta.ru, popmech.ru
Дополнительные материалы: