14
января 2004 года президент Джордж Буш в штаб-квартире NASA объявил о
начале для Америки "новой жизни" в космосе. Среди целей, которые
необходимо реализовать в обозримом будущем, значились:
- 2004-2008 - разработка пилотируемого космического корабля, который
заменит шаттлы и сможет доставлять астронавтов на МКС и на Луну
(программа "Созвездие" (Constellation)) - 2015 год – первый полет нового корабля на МКС - 2010-2014 - беспилотные полеты к Луне - 2015-2020 - пилотируемые полеты к Луне, создание на ней обитаемой базы - После 2020 - подготовка экспедиции на Марс
В конце 2004 года Конгресс США согласился выделить на анонсированную
Бушем программу "Перспективы исследования космоса" (Vision for Space
Exploration) первые 14 миллиардов долларов, в течение ближайших пяти
лет каждый последующий бюджет НАСА будет увеличиваться на 5 процентов
по сравнению с предыдущим.
В рамках запланированного бюджета НАСА будет перераспределено 11
миллиардов долларов в пользу проектов, связанных с реализацией новых
космических планов Белого дома. К тому же к 2010 году США намерены
завершить свою часть программы строительства МКС, на которую ежегодно
тратится миллиард долларов. Несмотря на то, что Америка продолжит
использовать станцию для медико-биологических экспериментов, из статьи
расходов на МКС будет убран наиболее "прожорливый" пункт - сборка
станции на орбите. Наконец, после 2010 года США прекратят эксплуатацию
шаттлов, на что каждый год расходуется 4 миллиарда. Таким образом, по
подсчетам НАСА, в начале второго десятилетия XXI века ежегодно в
бюджете агентства будет дополнительно высвобождаться до 6 миллиардов
долларов. Если принять во внимание, что один из проектов,
предусматривающий возвращение астронавтов на Луну в течение пяти лет,
был оценен в 15 миллиардов, то перспективы "свидания" со спутником
Земли выглядят достаточно оптимистично. В современном исчислении
стоимость лунной программы Аполлон, осуществленной в 1961-1972 годах,
оценивается в 125 миллиардов долларов, или восемь нынешних годовых
бюджетов НАСА. Итак, "Аполлон": срок реализации - 11 лет, цена - 125
миллиардов; лунный план нынешнего главы Белого дома - соответственно 16
лет и 150-200 миллиардов. Но только на первый взгляд.
В НАСА неофициально говорили, что первый полет на Луну с первым
оборудованием и первыми астронавтами, запланированный на 2020 год,
может обойтись в 104 миллиарда долларов. Последующие проекты хоть и
будут дешевле, но также будут измеряться миллиардами.
По данным отчетного правительственного аппарата США
(аудиторское подразделение Конгресса США) к 2025 году лунная программа
обойдется в 230 миллиардов долларов.
"Дешевле будет построить постоянную базу на Луне и поддерживать ее,
чем постоянно летать туда и обратно. Только не спрашивайте меня сколько
все это будет стоить", - отвечал на пресс-конференции директор НАСА Майкл Граффин.
Итак, США планируют строительство постоянно обитаемой базы на Луне.
Вероятнее всего база будет построена на южном полюсе нашего
естественного спутника. В агентстве говорят, что данная база стала бы
очень полезной для получения опыта космического строительства и
продолжительного пребывания человека на других планетах, а кроме того,
лунная база будет заниматься изучением структуры Луны на предмет
полезных ископаемых. Строительство базы должно начаться после 2020
году, когда НАСА планирует возобновить полеты туда. К 2024 году база
может принять первых обитателей.
Финансовые проблемы. Тем не менее, даже этой астрономической, на первый взгляд, суммы
оказалось недостаточно для реализации всех запланированных проектов.
Ради Луны NASA отказалось от финансирования многих своих направлений.
Например, в 2006 году американское космическое агентство заморозило
проект изучения глобального потепления с помощью спутников. В 2007 году
представители NASA заявили, что они могли бы следить за всеми опасными
для Земли астероидами, но не будут этого делать ввиду отсутствия
средств. Кроме того, на неопределенный срок были отложены полет к
спутнику Юпитера Европе и поиск планет внеземного типа. На темную
энергию тоже не хватило денег. Если перейти к цифрам, то в 2007 году из
выделенных агентству 16,8 миллиарда долларов на научные проекты, не
связанные с Луной (ближайшая цель новой программы), было решено
потратить только 5,3 миллиарда. Бюджет на 2008 год - 17,3 млрд.
долларов.
Коррективы планов. Программа по замене эксплуатируемых в данное время космических челноков
типа шаттл на корабли нового поколения Orion в установленные сроки
реализована не будет. В августе пресс-служба американского космического агентства
NASA заявила, что коррективы в планы внесли финансовые трудности. Даже
по оптимистичным прогнозам первый экземпляр пилотируемого комплекса
Orion будет готов к полету не раньше 2014 г., в то время как старт
последнего шаттла намечен на май 2010 года.
Запланированные на осень текущего года первые испытания узлов Orion
отменены, потому что конструкторы не справились с поставленными перед
ними задачами из-за недостаточного финансирования работ. При самом
удачном варианте развития событий фаза испытаний агрегатов корабля
должна начаться в 2010 г. - об этом говорится в заявлении руководства
NASA.
Космические аналитики полагают, что этот шаг отбросит США от заветной
мечты - пилотируемой космонавтики - как минимум на шесть лет: первый
рабочий полет «Ориона» перенесен на 2016 год, а до последнего старта из
используемых ныне челноков осталось менее двух лет..
В НАСА утверждают, что сократят этот срок до трех лет, если получат еще
2 миллиарда долларов. К счастью, Конгресс вроде бы настроен дать им эти
деньги: Палата представителей и соответствующий комитет Сената уже
одобрили расширение бюджета НАСА на 2,6 миллиарда долларов, включая
миллиард на то, чтобы побыстрее сделать 'Констеллейшн'.
Невозможность создания в срок нового космического корабля «Орион» так
же ставит США в зависимость от России. Такого мнения придерживаются
многие американские эксперты в космической области. «В случае использования исключительно одной системы мы всегда рискуем оказаться слишком уязвимыми от того, что она даст сбой», - отметил директор института космической политики Университета Джорджа Вашингтона Джон Логсдон.
Между тем, по мнению эксперта, с 2010 года, когда нынешние «шаттлы»
уйдут на покой, по гипотетичный 2015 год, когда будут построены новые
корабли «Орион», американцы вовсе лишают себя средств доставки людей на
МКС и околоземную орбиту.
«...Это наша вина, что мы оказались не в состоянии в срок заменить
«шаттлы» «Орионами», и это даст возможность России оказаться на более
сильных позициях», - добавил Логсдон.
Таким образом, американцам для доставки своих астронавтов на
Международную космическую станцию (МКС) придется обращаться к
российским партнерам. В связи с этим, по мнению эксперта в области
космоса Американского университета в Вашингтоне Ховарда Маккэрди,
американским политикам «будет гораздо сложнее прибегать к жестким дипломатическим мерам» в отношении России.
«Будет затруднительно вести себя грубо по отношению к партнеру, который оказывает тебе действительно важную услугу»,
- сказал он. В этой связи в НАСА надеются, что возникающие в
российско-американских отношениях проблемы и трудности не будут
отражаться на сотрудничестве в области космоса, где две страны делают
одно общее дело.
В настоящее время НАСА собирается продолжать доставлять грузы на станцию при помощи
американского коммерческого транспорта.
В то же время Япония работает над проектом
грузового корабля H-II - беспилотного транспортного средства, которое
может стыковаться с космической станцией.
Для продолжения доставки грузов на орбитальную станцию также
будут использоваться российские беспилотные корабли Прогресс и
транспортные средства Европейского космического агентства.
НАСА так же планирует
использовать коммерческие ракеты, чтобы продолжать доставлять грузы на
станцию после списывания шаттлов. Как сообщает НАСА, оно попросило
контракторов выдвинуть свои условия только недавно.
«Американцев подвела жадность — они заявили о готовности осуществить
массу проектов, однако не рассчитали своих возможностей. Экономический
кризис уже заставил их скорректировать амбиции, и не исключено, что
вскоре американцам от них придется просто отказаться», — сказал РБК
daily гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. При
этом у России, как считает г-н Мухин, появляется шанс вернуть себе
звание ведущей космической державы. «Само по себе это не произойдет,
поскольку финансирование нашей космической отрасли гораздо ниже, чем в
США. Правительство должно грамотно обозначить приоритеты и вложить в
космос дополнительные деньги — тогда у России будет реальный шанс стать
безусловным лидером в космосе», — уверен Алексей Мухин.
Интриги. В июне этого года американская компания Oceaneering International выиграла контракт
стоимостью $745 миллионов, который включает проект, тестирование,
оценку и производство костюма, рассчитанного на два способа
использования.
“Пассивная” версия (см изображение) разработана для использования
во время запуска и приземления на борту Ориона, полетов к Международной
космической станции и выходов в открытый космос для проведения работ
при внештатных ситуациях. Кроме того она будет использоваться для
защиты космонавтов в непредвиденных обстоятельствах, как, например,
протечки в кабине.
Для экспедиций на лунную поверхность космонавты смогут заменить
определенные части такого костюма другими компонентами, чтобы получить
версию скафандра, более подходящую для прогулок (см изображение внизу).
Скафандру предстоит выдержать немало прогулок по Луне с
минимальным техническим обслуживанием на протяжении шести месяцев
лунной миссии.
Через месяц специализированная компания, образованная в
результате частичного слияния компаний Hamilton и ее партнера, ILC
Dover, Exploration Systems and Technology подала официальный протест в
Главное бюджетно-контрольное управление. Это сообщение было озвучено
сегодня утром представителем компании Hamilton и главой одного из
исследовательских отделов Конгресса Дэном Коломом.
В августе этого года NASA разорвало 745-миллионный контракт с техасской
компанией Oceaneering International Inc. на поставку скафандров нового
поколения для астронавтов, сообщило агентство Associated Press. НАСА было вынуждено прервать контракт из-за неких "проблем соответствия
требованиям" и заявило, что это было сделано "на благо государства". По
условиям контракта, техасская компания должна была создать для NASA 109
скафандров.
Неудачи. В четверг, 31 июля на полигоне Юма NASA провело
испытания парашютной системы торможения нового космического корабля
"Орион" (Orion). Испытания закончились неудачей. Тестовая модель, упав
с большой высоты, была практически полностью разрушена. На записи
видно, как она вращается вокруг своей оси с большой скоростью. Если бы
внутри находились астронавты, им было бы, скажем так, не очень
комфортно.
Категория: На Земле |
Просмотров: 6277 |
Добавил: ligaspace
| Рейтинг: 5.0/2 |
Кто-то, может быть, и позлорадствует неудачам американцев – а зря. Беды NASA характерны для всей мировой пилотируемой космонавтики. Обещание осыпать золотым дождем ученых Буш давал в далеком 2004-м, когда никто и не думал, что кампания в Ираке и Афганистане так затянется, и столько денег вытянет из бюджета. Потом еще у военных появилось новое увлечение – система противоракетной обороны, которая тоже требует миллиардов. А теперь в свете Кавказской войны - угроза новой холодной войны.
Из бюджета США было выделено сотни миллардов долларов на военные действия. В итоге война в Ираке привела к тому, что за три года цена на нефть увеличилась с 25 на 75 долларов за баррель. Очевидно, США проиграло! А ведь финансы можно было направить на лунные программы.
В то время как, президент США рассказывает о финансовом коллапсе и просит у конгресса 700 млрд. долларов для стабилизации финансовых рынков. Подробнее Одна из причин мирового финансового кризиса.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]