Говоря о космосе, особенно «российском космосе», обойти военную сферу никак не получится. Россия имеет ядерное оружие. Заявляет, что готова ответить на атаку в считанные минуты. В СССР были наземные станции слежения и система ОКО - сеть спутников, которые засекали старты баллистических ракет. До 2000 года на орбите одновременно находилось от 10 до 14 таких спутников. Потом пришла эпоха «скреп». Спутников осталось 8, а в апреле 2014 «умер» последний, который вместо положенных 5-6 лет отработал 24 месяца. Ока не стало. В РФ, естественно, заявили, что ничего страшного не произошло и создают новую систему - ЕКС.
Шойгу говорил о «великолепных перспективах». Мол не обновляем, а создаём заново! Создали, запустили в конце 2015. Спутник «Тундра». Единственный и больше у РФ в системе оповещения старта ракет нет спутников.
Пуски и аварии
Но может в ракетостроении РФ впереди планеты всей. Ведь взлетают регулярно. Выводят на орбиту спутники. Доставляют грузы к МКС.
Взлетают и доставляют, а ещё падают и взрываются. В таблице стоимость одного пуска ракет-носителей большой грузоподъёмности и количество аварий.
Сразу стоит оговориться о категориях. Частично неудачные запуски: запуски при которых ракета-носитель работала не в штатном режиме, но спутник удалось вывести на орбиту. Стоимость успеха - выведенная категория. Есть номинальная стоимость 1 запуска. Есть процент неудач и если распределить стоимость неудачных пусков по успешным получаем реальную стоимость успешного запуска.
Для российских ракет-носителей семейства «Протон» выделено два столбца. Первый - статистика по всем устройствам «Протон». Второй - только по «новейшему» Протон-М.
От аварий на старте не застрахован никто. Аварийность российских ракет-носителей существенно выше и это при том, что в статистику попадают лишь те случаи, когда ракета сделала «большой бада-бум» уже в полёте. А мелочи типа «уронили», «не то залили», «ручка отвалилась», что происходят до старта в таблице не учтены.
Последняя авария «Дельты» датирована 2004 годом - первым запуском Delta IV Heavy. Впрочем, провал лишь частичный - демонстрационные спутники не достигли расчётной орбиты. Носитель отработал штатно.
Falcon 9 (и Falcon Heavy) имел 100% показатель успеха. Авария 2015 года испортила статистику. Тем не менее ракета-носитель остаётся на сегодня одной из самых коммерчески выгодных. Изменения в конструкции, позволили уменьшить стоимость пуска с $62 млн в 2010-м до 53 млн в 2015 году. (В таблице, дана стоимость 2010-го). При этом "Сокол" по большому счёту является носителем многоразового использования. Куски российских ступеней падают "на кого Бог пошлёт", американская ракета аккуратно возвращается назад. И осуществляет мягкую посадку. Space-X садят отработавшие ступени на морские платформы. Уже 2 года как садят - с апреля 2014-го.
Atlas-5 тоже имел проблемы при первом пуске. С того момента работает как часы. Аналогичная ситуация с китайской ракетой Long March 3B. В 1996 году взорвалась. Был эксцесс в 2007 (но спутники выведены). С того момента без проблем. У европейского носителя Ariane 5 последняя авария датирована декабрём 2002 года...
Все летают. В России ситуация иная. У России свой путь покорения неба. Только с Протон-М с 2010 года случилось 7 аварий. Это когда ракета красиво взрывалась. Иногда в прямом эфире русского ТВ.
В 2007-м, был вообще курьёзный случай. Протон-М развалился после взлёта с Байконура. Да так, что залил окрестности казахского города Жезкаган гептилом (своим топливом). Населённый пункт в момент аварии посещал президент Назарбаев. Русские вынуждены были землю чистить и моральный вред Казахстану покрывать. Гептил токсичное топливо. От этого топлива постепенно отказываются космические державы. Но не Россия!
Не хотят летать российские ракеты, а всё вроде делали. И первые лица приезжали, и попы ракеты освящали, и скрепами скрепляли, но падают и всё.
Ещё одно подтверждение - статистика аварийности последних 6-и лет. С 2010 по 2016 год у США было 5 аварий (неудачи+ частично неудачные запуски), у Китая 2. ЕС может гордиться безаварийной космической программой. А вот у великой космической державы России таковых 16 (шестнадцать) аварий.
Сегодня связаться с русскими для вывода своих спутников на орбиту - рисковать. Неудивительно, что российские запуски страховщики оценивают дороже. РБК приводит слова руководителя СОГАЗа Галушина «российские запуски и так страхуются намного дороже, чем иностранные: 13-16% против 6-10% в отношении зарубежных космических аппаратов». Да и название самой статьи можно дать без комментариев - «Аварии сделали космический бизнес российских страховщиков убыточным».
С такой динамикой неудивительно, что владельцы космических аппаратов долго взвешивают «за и против» при выборе подрядчика для вывода на орбиту. Российский запуск вроде недорогой. Но полетит аппарат или нет - одному Богу известно. Вот и выбирают. Как и кого можно судить из статистики запусков.
В 2010 году РФ производила в два раза больше запусков, чем США. В этом году разрыв всего лишь 2%. При этом понемногу растёт доля и Китая. Теперь взглянем на таблицу 1. В частности на стоимость. Запуск китайского Long March 3B дешевле российского «Протон-М». Про американский Falcon 9 вообще молчим. Украинский «Зенит» имеет все шансы вмешаться в спор. Ведь процент аварийности данных носителей равен нулю.
Патриоты России напомнят о грандиозных планах Роскосмоса. Например, что в РФ тоже почти создана многоразовая ракета-носитель. Однако, проект Байкал-Ангара по состоянию на 2016 год остановлен. Испытания тяжёлой ракеты-носителя Ангара-А5 ведутся, но это уже не многоразовая ракета. Ближайший запуск планируется в этом году. Начало эксплуатации... дата неизвестна. На 2021 запланированы «лётно-конструкторские испытания».
Тем временем в США готовы к использованию New Shepard. Ещё одна многоразовая ракета. Работают и другие. К 2021 году будет следующий набор новинок.
Орбитальная станция
Очень частый аргумент, что у РФ есть орбитальная станция. При этом забывается, что МКС расшифровывается как «международная космическая станция». Принадлежит она нескольким государствам, а права использования инфраструктуры прописаны в межгосударственном соглашении.
По соотношению «российского» можно судить легко. Кому чьи модули принадлежат. 5 модулей в собственности РФ. А ещё 9 - США. Которые предоставляют свои площади в пользование другим странам. Кстати, все 100% ферм (своеобразный каркас МКС) - тоже собственность штатов. Как и большая часть системы энергообеспечения. Но про это на российском ТВ упоминать не любят. По телевизору говорят о станции исключительно как о российском проекте. В котором другие страны «на подхвате».
Можно вспомнить и о системе доставки грузов на станцию. Тем более, что после закрытия проекта Space Shuttle у значительной части обывателей сложилось впечатление, что вся нагрузка по снабжению лежит на России. Не так. Особенно после 2012 года. Рисковать своим грузом американцы не хотят, потому летают к МКС американские (и даже японские) транспортники. Среди них такой себе Dragon от компании Space-X. Корабль, предназначенный в скором времени доставлять и людей. Многоразовый. Способный выходить на орбиту как с помощью ракеты-носителя, так и самостоятельно. Кстати, животных на МКС этим кораблём уже доставляли.
Второй американский аппарат - Cygnus - тоже изделие «частников». То есть правительство США всего лишь выделило деньги, а обычная коммерческая компания создала грузовик, чтобы зарабатывать на «космических грузоперевозках». Хорошо зарабатывает - рейсы каждые 4 месяца.
Кстати, с начала 2013 года к МКС было 33 рейса. Российские корабли (Прогресс и Союз) летали 16 раз. Американцы и японцы выполнили 15 рейсов.
Последние два года русские летают реже. Надёжность низкая. Как результат - выбор грузоперевозчика.
Перспективы
Поговорим о перспективах. Российские патриоты любят говорить о перспективах своей страны. Мол и многоразовые корабли запустим, и ракетоносители новые «на подходе». Возможно оно так, но пока РФ летает на разработках времён СССР. С небольшими доработками. Семейство «Протон» было разработано в 1961-1967 годах. Ракета-носитель «Союз» является гражданской доработкой древней Р-7, что была разработана в 1958-м. Лёгкие носители «Рокот» и «Стрела» - это РС-18. Которые в своём военном исполнении были приняты на вооружение в 1975-м. Единственная «новая разработка» - это «Ангара». Которая пока не летает. До 2021 будут идти наземные испытания.
Где подтверждение этих слов? Всё в открытом доступе. Есть государственная корпорация «Роскосмос». Официальный сайт. Гуглим историю ракет, сравниваем.
«Роскосмос» занимается развитием отрасли. Есть федеральные космические программы. Последняя разработана на 2016-2025 годы. На сайте корпорации тезисы программы есть. Если верить «Википедии», то одной из основных задач есть «Сохранение места на мировом рынке космических запусков».
Ближайшие 5 лет РФ будет наращивать группировку спутников различного назначения до минимально необходимого уровня. А потом ещё 5 лет поддерживать этот минимальный уровень. Вот задача великой державы.
Но больше всего умиляет одна строчка. РФ создаёт революционную и возможно защищённую систему связи. Настолько, что задачу стоит процитировать «создание системы подвижной персональной спутниковой связи, обеспечивающей обслуживание до 160 тыс. абонентов и среднее время ожидания связи для абонентов Российской Федерации не более 12 минут». Но, господа, создать к 2021 году систему спутниковых разговоров в которой ответа абонента нужно ждать в среднем «не более 12 минут» - это прорыв. Особенно, если учесть ёмкость сети - 160 тысяч абонентов.
Зато как много в российской прессе разговоров о далёких и пилотируемых полётах. В планах «Роскосмоса» даже есть слова об облёте Луны. В планах, а в это время челноки летают. Взять, например, аппарат Boeing X-37. Официально - пилотируемая орбитальная лаборатория. Фактически - орбитальный самолёт. Который летает высоко, далеко и долго. Последний полет на орбите - 624 дня. Сейчас челнок снова кружит высоко. Взлетел в мае 2015 и летает ныне. О будущем применении X-37 спорят. Одни хотят сделать его в первую очередь разведывательным аппаратом. Другие научным кораблём. В любом случае сравнение с единственной российской «Тундрой» превосходное.
Есть ещё Orion MPCV, который совершил первый полёт в 2014-м. Есть Dream Chaser, который с 2019 по 2024 совершит минимум 6 миссий к МКС (так написано в контракте NASA с создателем космического самолёта).
Таковы перспективы. Россия, естественно, никуда не исчезнет с рынка космических перевозок. Места хватит всем. Ведь до сих пор где-то в мире топят углём, где-то вскапывают поле лопатами, а, значит, будут как и раньше взлетать «Протоны» и «Союзы».
Материалы по теме: