Главная » 2013»Апрель»18 » Космическая гонка: Кто создаст раньше новую двигательную установку?
Космическая гонка: Кто создаст раньше новую двигательную установку?
16:45
Космонавтика сегодня испытывает состояние, близкое к тому, в котором
авиация оказалась после Второй мировой войны. Тогда стало ясно, что с
поршневыми двигателями уже невозможно поднять скорость и серьезно
увеличить дальность. И в авиации произошел скачок - от поршневых
двигателей перешли к реактивным. Примерно та же ситуация сейчас в
космической технике.
Роскосмос. Над новым транспортно-энергетический модулем (ТЭМ) с ядерной
энергодвигательной установкой работают российские
ученые и конструкторы, проект многообещающий. Потому что не на проценты,
а в 20-30 раз (!) увеличивает достигнутый уровень энергообеспечения
космических аппаратов и обеспечивает десятикратную (на единицу веса)
экономию топлива маршевой двигательной установки.
"Технические решения, заложенные в концепцию ТЭМ, - утверждают его
создатели в "Росатоме" и Роскосмосе, - позволяют решать весь спектр
космических задач XXI века". Какие это задачи?
Доставка грузов на геостационарную орбиту. Очистка околоземных орбит
от неработающих спутников и космического мусора. Защита Земли от
астероидной опасности. Создание систем энергоснабжения Земли из космоса.
Программы исследования Луны. Исследовательские миссии к дальним
планетам.
- То есть наряду с уже решаемым кругом задач (связь, навигация,
дистанционное зондирование Земли, научные исследования, национальная
безопасность и оборона) в повестке дня - развитие производственных
технологий в космосе, - акцентирует важные детали директор Центра имени
Келдыша Анатолий Коротеев. - И когда мы говорим об экспедициях к Луне и
Марсу, то речь уже не об экспедициях посещения, какой была высадка
американских астронавтов на Луну, а о длительном пребывании на других
планетах, чтобы можно было достаточное время посвятить их изучению.
При таком подходе, считает академик Коротеев, возникает насущная
необходимость повысить энергообеспечение наших космических аппаратов и
экономичность двигателей. Потому что сейчас, по его оценкам, из каждых
100 тонн, улетающих с Земли, обращается в полезную нагрузку, в лучшем
случае, только 3 процента. Все остальное выбрасывается в виде сгоревшего
топлива. Используемые ныне ракеты и ракетные двигатели - весьма
неэкономичные транспортные средства, заключает ученый.
"Освоение Солнечной системы с позиций сегодняшнего дня возможно
только на базе ядерной энергетики", - соглашается президент
Ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталий Лопота. По его словам,
создаваемая в этих целях ядерная энергодвигательная установка мощностью
до 1 мегаватта может быть установлена на космических аппаратах,
работающих на земной орбите, а также на пилотируемых и беспилотных
кораблях, предназначенных для освоения Луны, Марса и других тел
Солнечной системы.
По словам директора - генерального конструктора НИКИЭТ (предприятие
ГК "Росатом") Юрия Драгунова, "проект будет чисто российский", поскольку
в нем "очень много ноу-хау". Уже на этой стадии технического
проектирования решено, что одной загрузки топлива в реактор должно
хватить на 10 лет его эксплуатации - такой срок задан партнерами из
Роскосмоса. А возможность увеличения мощности установки еще обсуждается.
По словам Драгунова, тут он не видит особой проблемы: "Испытаем на
стенде наземный прототип, после этого можем переработать его на большую
мощность".
Как заявил глава Роскосмоса Владимир Поповкин, опытный образец
установки мегаваттного класса для межпланетных миссий должен появиться в
России к 2018 году. А уже нынче в Сосновом Бору под Петербургом
планируют начать первые испытания. Исходные предпосылки для этой
масштабной работы созданы в июне 2010 года специальным распоряжением
президента РФ. На проект космического транспортно-энергетического модуля
с ядерной установкой до 2018 года выделено 17 миллиардов рублей.
НАСА. Исследователи из Вашингтонского
университета (UW) и университета Редмонда (University of Redmond)
намерены построить ракету с термоядерным двигателем, то есть энергия
будет появляться в результате реакции синтеза ядер, а не расщепления,
как при уже освоенной людьми ядерной реакции.
Термоядерную реакцию запустить
достаточно просто. Для этого понадобится сильное магнитное поле и мощный
разогрев, например, под действием лазера. В крайнем случае можно
использовать обычную ядерную бомбу, которых на Земле уже девать некуда.
Однако контролировать и поддерживать цепную реакцию крайне сложно.
Впрочем, основы теории управляемой термоядерной реакции еще в прошлом
веке разработали советские физики А. Д. Сахаров и И. Е. Тамм. Они
обрисовали метод удержания плазмы с помощью магнитного поля. Суть его
заключается в следующем: пропущенный по обмоткам индуктора электроток
создает полоидальное поле (такое, что направлено вдоль линий, проходящих
через полюсы сферической системы координат), которое разогревает и
поддерживает плазму. При этом она не должна контактировать со стенками
камеры, так как и в те времена, и сейчас еще нет материалов, которые
могли бы выдержать такую температуру.
Магнитное удержание и разогрев плазмы осуществлялся в тороидальной
камере с магнитными катушками (токамак). В нем в 1956 году сотрудники
Института атомной энергии имени И. В. Курчатова разогрели плазму до 10
миллионов градусов, чего достаточно для начала термоядерной реакции. А
их американские коллеги разработали метод
инерционного удержания плазмы.
При нем в так называемых импульсных системах термоядерный синтез
запускается нагревом дейтерия и трития сверхмощными лазерами или же
пучками высокоэнергичных частиц.
В то же время одной из основных проблем
технологического использования термоядерной реакции до сих пор остается
то, что имеющиеся методы не обеспечивают энергетический выигрыш, то есть
превышения количества полученной энергии над объемом затраченной для
запуска и поддержания процесса. В отличие от деления, которое
применяется при ядерной реакции, синтез подразумевает столкновение ряда
атомных ядра под внешним давлением. Оно должна быть таковым, чтобы
преодолеть силы кулоновского отталкивания между одинаково заряженными
ядрами. Это приводит к формированию нового ядра и высвобождению
огромного количества энергии. Но как американца будут решать проблему
затраты огромного количества энергии на поддержание реакции?
Впрочем, следует заметить, что
теоретические основы подобного метода уже имеются. В прошлом году
американцы представили просчитанную компьютером концептуальную модель,
которая позволяет получить энергетический выигрыш, соединив два подхода.
Местом проведения реакции должен стать нагреваемый лазером цилиндр, где
образующуюся плазму помещают в магнитное поле. Это поле позволяет
образуемым в результате реакции частицам не уходить из синтеза, а
оставаться на месте, что сохраняет высокой температуру
дейтериево-тритиевой плазмы. К тому же при подобном подходе появилась
возможность постоянно возобновлять термоядерную реакцию, что существенно
снижает внешние энергозатраты на ее поддержание. Не исключено, что эти
решения и планируется использовать в термоядерном двигателе.
В финансируемом агентством NASA проекте создания космического носителя с
термоядерным двигателем реакция будет вызываться специальной магнитной
конфигурацией поля, которое будет воздействовать через гранулы дейтерия и
трития, а также литиевые кольца, которые будут сжиматься вокруг гранул.
Благодаря этому давлению будет запущена термоядерная реакция,
результатом которой становится взрыв, энергия которого канализируется и
толкает ракету. Взрывы будут происходить каждые 10 секунд, то есть
ракета будет двигаться толчками, разгоняясь до тысяч километров в час, а
расход топлива при этом будет минимальным.
Предполагается, что такая ракета долетит до Марса всего за 30 дней, что
делает миссию на Красную планету уже более реальной. Собирать такой
носитель имеет смысл на орбите, откуда и можно стартовать к Марсу. Все
это обойдется в миллиарды долларов, однако успех мероприятия откроет
перспективы постепенного освоения ближайших планет Солнечной системы.
Альтернатива - антигравитационные двигатели (или просто гравитационные двигатели). На малом космическом аппарате "Юбилейный" ученые РФ проводят эксперимент по преодолению гравитации с помощью принципиально нового двигателя под названием "гравицапа", сообщил директор и научный руководитель Научно-исследовательского института космических систем имени Максимова, генерал-майор в отставке Валерий Меньшиков.
По словам Меньшикова, двигатель разрабатывается для космического
аппарата "Союз-Сат-О", входящего в многофункциональную космическую
систему (МФКС) Союзного государства России и Белоруссии. Этот двигатель
"абляционный", в нем "под действием высоковольтного разряда происходит
испарение рабочего тела – фторопласта и образуется тяга".
"Устройство
для непрерывного передвижения без расхода рабочего тела уже прошло
испытания в земных условиях", – сказал Меньшиков.
Условно разработку
назвали "гравицапа" (как в знаменитом фильме Георгия Данелии
"Кин-дза-дза"). "Он предназначен для любого космического аппарата,
особенно для наноспутников. В этом случае масса движителя будет снижена
до нескольких десятков граммов. Главное сейчас доказать, что он
работает", – сказал Меньшиков.
- Сразу внесу ясность: мы не
изобретаем вечный двигатель. Для космического аппарата «Союз-Сат-О»,
входящего в многофункциональную космическую систему (МФКС) союзного
государства России и Белоруссии, мы разрабатывали сразу четыре типа
новых двигателей: лазерно-плазменный, водяной, инерционный и
абляционный. Последний мы создаем совместно с действительным членом РАН
(отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления)
Гарри Алексеевичем Поповым. В этом двигателе под действием
высоковольтного разряда происходит испарение рабочего тела --
фторопласта и образуется тяга. Именно он и будет установлен на
«Союз-Сат-О».
- Как далеко вы продвинулись в создании двигателя без выброса реактивной массы?
-
Сначала мы проводили эксперимент с ртутью. Получили очень хороший
результат. Но, к сожалению, ртуть опасна и капризна, поэтому мы перешли
к экспериментам с массивными твердыми телами, которые движутся по
определенной траектории то с ускорением, то с замедлением. Устройство
для непрерывного передвижения без расхода рабочего тела уже прошло
испытания в земных условиях.
- Вы ему дали название?
- Условно - «гравицапа» (как в знаменитом фильме Георгия Данелии "Кин-дза-дза". - Ред.).
Он предназначен для любого космического аппарата, особенно для
наноспутников. В этом случае масса движителя будет снижена до
нескольких десятков граммов. Главное сейчас доказать, что он работает.
- Получается?
-
В мае 2008 года с космодрома Плесецк ракета-носитель «Рокот» вывела в
космос малый космический аппарат «Юбилейный». На нем и установлена
«гравицапа». В течение полутора лет отрабатывались новые приборы и
системы. Недавно эти эксперименты закончились, и мы наконец смогли
приступить к испытаниям своего движителя. Он проработает не менее 15
лет, а максимальное число включений может достичь 300 тысяч.
- Как родилась идея создать «гравицапу»?
-
Примерно в 2000 году ко мне пришел Спартак Михайлович Поляков -- ученый
и талантливый инженер. В одном из стихотворений, написанных за
несколько месяцев до смерти, он отождествлял себя с «межзвездным
странником». Всю жизнь он работал над созданием гравитационного
двигателя. Вместе с сыном Олегом Поляков попытался дополнить механику
Ньютона простым уравнением, связывающим вращательное движение массы с
ее собственным гравитационным полем. Я увидел у Полякова, что есть
некая сила, которая позволяет поддерживать в подвешенном состоянии
конструкцию весом 40 кг, и понял, что надо заниматься этой проблемой.
Макет гравитационного двигателя С.М. Полякова на экспериментальном
стенде. Автор называет принцип движения модели гравитационным и
математически обосновывает его, выдвигая гипотезу о взаимосвязи
гравитации с магнетизмом и вращением. При этом на основе
экспериментальных результатов дается объяснение явления магнитострикции
как вторичного гравитационного эффекта.
- Однако Ньютон, как известно, не нашел источник поля всемирного тяготения.
-
Как ученый я отлично понимаю, что потенциал химических двигателей
исчерпан. На нем к далеким планетам мы не долетим. Нужно делать что-то
другое, использовать гравитацию, ядерную энергию или резонансный
двигатель либо что-то еще - вариантов много.
- Член
комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований
президиума РАН академик Евгений Александров как-то сказал: «Новые
открытия не могут отрицать того, что уже заведомо известно»...
-
Основой нового способа перемещения является неукоснительное соблюдение
закона сохранения энергии и преобразования ее из одной формы в другую с
неравновесным перераспределением кинетической энергии поступательного
движения между частями системы. В этой части физики я не отрицаю того,
что уже всем известно. Но я работаю еще и в той области, где никому
ничего не известно.
В нашей стране всегда проявляли немалый
интерес к гравитации. Еще в 1960 году вышло закрытое постановление
Совета министров СССР и ЦК КПСС, где перед наукой ставились, в
частности, задачи: разработать новые источники энергии и новые принципы
получения тяги без выброса массы. Если с первой задачей наука
худо-бедно справляется, то в решении второй топчется на месте.
- Говорят, на свою "гравицапу" вы потратили миллиарды рублей Минобороны...
-
Все наши исследования мы выполняли, можно сказать, на общественных
началах. Экспериментальные установки делали энтузиасты своими руками.
Можно сейчас вновь посчитать стоимость истраченных на эксперименты
киловатт-часов, полос железа и электромоторчиков. Сумма невелика и
взята из прибыли, полученной нами от выполнения основной работы. Наш
двигатель сейчас остался последним работающим агрегатом на платформе
малого космического аппарата «Юбилейный». Настало время проверить его в
космических условиях.
- Ваши разработки кого-нибудь интересуют?
-
Меня официально приглашали в США, Таиланд, Швецию, чтобы я продолжал
там работать над созданием двигателей на новых принципах получения тяги
без выброса массы. Но за десятилетия службы в армии (от командира
взвода на космодроме до начальника космодрома и начальника института) я
сроднился с мыслью, что работать надо в своей стране, поэтому всерьез
не рассматривал эти предложения.
- Над чем сейчас работает ваш институт?
-
У нас четыре основных направления: обеспечение запусков ракет «Протон»
и «Рокот», создание многофункциональной космической системы союзного
государства России и Белоруссии, космическая навигация, диагностика
стартовых и технических комплексов на космодромах, а также строительных
зданий и сооружений.
Впрочем, у меня большие сомнения в том, что
мы при таком оголтелом отпоре людей, не желающих дерзать, добьемся
успеха, но пробовать надо. Если бы у нас были деньги и время, я уверен,
мы бы уже имели новый двигатель для космических аппаратов.
Это не новое изобретение. Испытание «Гравицапы» проводились и ранее. В течение нескольких лет директор Научно-исследовательского института космических систем имени Максимова, генерал-майор в отставке Валерий Меньшиков со своей командой проводили эксперимент, который показывает, что без выброса массы реактивной можно заставить тело поступательно двигаться. Но это противоречит уравнениям Ньютона, противоречит закону сохранения количества движения или импульса. Такого не может быть. Говорить, что а «вдруг», а «может быть» - это означает только то, что люди не знают физику. Тем не менее, несколько лет назад, не смотря на многочисленные протесты ракетчиков, инженеров и ученых, Меньшиков смог поставить эту «Гравицапу» на спутник, правда, на студенческий, который не входил в подчинение Роскосмоса. Обещания были такими, что с помощью этого устройства можно будет изменять орбиту корабля, а в будущем и полететь на Марс. После испытательного полета комментарии были уже не такие бравурные. Меньшиков невнятно говорил, что эффект вроде бы есть, но получилось не так, как ожидали. Требовались дополнительные эксперименты. Но потом, как мне рассказал академик Владимир Фортов, на закрытом собрании Меньшиков, честно признался ученым, что ничего не получилось. Программа была закрыта. Он сам согласился с тем, что продолжать испытания - бессмысленно. И вот сейчас в печати, после выступления господина Грызлова, снова появились сообщения о возобновлении экспериментов. Мы просто возмущены. Это же махровая лженаука. Я считаю, что это пушечный залп по ученым и Академии.
С ядерными двигателями всё понятно. В США как всегда работы идут полным ходом, деньги есть и желание руководства страны тоже есть. В России как обычно топчемся на месте практически. А вот с гравицапой непонятна физика. Фторопласт испаряется и чего дальше? В закрытом объеме? Откуда тяга? Мне, как инженеру по авиационным двигателям, трудно представить тягу без выброса массы :) Непонятно...
Да, с гравицапой не ясно. Идея возможно от Виктора Гребенникова кн. «Мой мир». Где он описывал изучение насекомых. В сачок ловил букашек. Попалась личинка, которая подпрыгивала на 4 см. Подпрыгивала с поверхности ваты. Идею он дарил читателям для создания безопорного двигателя:
"Физики говорят: это «за пределами наук», так как «противоречит законам природы». Закавыка в том, что Батиплектес анурус этого не знает... Не знали «запрета» физиков и опытные, видные биологи, честно написавшие на 26й странице академического определителя насекомых Европейской части СССР (том III, часть З):
«Кокон подпрыгивает в результате резких движений личинки внутри кокона».
Одним словом, действующий — и проверенный! — образчик надежного безопорного движителя и даю читателю, так что заводи наездников этого вида, изобретай, конструируй, мастери — ив добрый путь!"
С точки зрения физики идея ложная. Вата для легкой личинки, что для человека песок. Опора для прыжка есть.
Владимир, почему в ракетном двигателе используют реактивный поток (эксплозию). В итоге КПД на единицу массы очень низкий. Можно пойти по пути велосипеда, ехать в три раза быстрее и с тем же коэффициентом меньших затрат, чем пешеход. Для этого используют реактивные вихри или имплозию реактивного потока, как трансмиссию в велосипеде. Возможно, данный подход пытался реализовать Виктор Шаубергер в летающих тарелках Германии. Есть исследования по имплозии реактивной струи?
На мой взгляд данное направление модернизации реактивных двигателей при существующих лабораториях, мощностях и материальной базе, самое простое в реализации, которое по королевски можно решить за один год. Была бы только решимость и ясность у руководства!
Только представьте, модернизированный ракетоноситель Союз-ТМ, который курсирует в настоящее время между Землей и МКС, смог бы выносить полезный груз не 7 т, а 42 тонны. Американский частный ракетоноситель Space X не 10 т, а 60 тонн. Тяжелый ракетоноситель Протон не 23 т, а 140 тонн. А этого достаточно для широкомасштабного освоения Луны. По поводу рракетоносителя Ангара ничего не могу сказать. Он строится с 1994 г. ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Бюджет есть, зарплаты есть. Но до сих пор не было ни одного запуска Ангары.
Есть еще одно предположение по гравитационному двигателю. Гипотеза подмечена в пере птицы и крыле бабочки (микроборозды и ячейки под крылом для создания микровихрей, электризации и переменного электромагнитного поля), связана с экспериментально наблюдаемым гравитомагнетизмом общей теории относительности и знанием человека.
Микроячейки крыла бабочки под электронным микроскопом при увеличении в 5000 раз.
Первые эксперименты проводил студентом на физ-техе. Получил уменьшение лобового сопротивления в 4 раза и увеличение подъемной силы в три раза, чем обычное крыло без микроструктур. Понимал, что использование в авиации значит уменьшение расхода топлива в несколько раз. Обратился за помощью к опытным. И старший научный сотрудник безаппеляционно сказал: "Это уже открыто и используют!" Беседа продолжалась около часа. Я поверил его словам. Был огорчен, ведь потратил полгода, создал установку с ламинарным потоком воды для исследования вихрей в микрострутурах, фотографировал и изучал; сделал воздушную трубу. За свои средства и своими руками. Сделал аэроплан, который улетел на два км - в пять раз дальше, чем такой же с обычным крылом. Я забросил эксперименты...
И все же спустя десятилетия вижу, что экспериментально доказан гравитомагнитный эффект, но еще никто гравитомагнитный эффект не использует в технике.
Для крыла бабочки и насекомого сила гравитомагнетизма составляет f~1010*q2 Н. Т.е. при электризации воздуха в 0,000001 кл крылья бабочки создают силу тяги 1 г. Этого достаточно для ее полета.
Все откладывал новую проверку предположения. Слишком просто и сложно.
Этот проект требует большее время для реализации. Беру разгон и начинаю исследования.
ligaspace, к сожалению моих знаний не хватает для темы имплозии реактивной струи. Мои знания - это 6 лет в МАИ (авиационные двигатели) и 2 года работы в НТЦ им. Люлька. Насчет гравитомагнетизма идея конечно интересная. Если это работает, это ведь полезно и для крыльев и для лопаток турбин, компрессоров и т.д. Странно, что это не используют, да и об опытах в этом направлении я не слышал. А вы где живете, работаете, если не секрет. Можно через почту...
В МАИ очень много выдающихся конструкторов. Школа конструкторов отличная. Тема имплозии реактивной струи продуктивная. Если есть или будет возможность заняться этим направлением, тогда окажетесь на волне. Был в Химках.
Да. Тема гравитомагнетизма плодотворная. Главное - необходимо красивое инженерное решение. Вообще, если бы не моя студенческая наивность и не дальтонизм научного сотрудника такое крыло, лопатки и компрессоры могли быть. Спасибо за подсказку. Это так. Мне то же не понятно, почему нет микроборозд под лопастью или крылом. Даже с точки зрения потока воздуха ясно, что микроборозды почти полностью убирают турбулентность за крылом или лопастью. И не важно, в воздухе или воде.
Живу в Харькове. Научная школа Харьковский физ-тех. (Это первое расщепление ядра, первый проект атомной бомбы , идеи водородной бомбы, первая радиалокационная установка, жидкий водород и гелий, глубокий вакуум, искусственные сапфиры, высокотемпературная сверхпроводимость... Это Ландау, Синельников, Вальтер, Лифшиц, Ахиезер, Файнберг, Волков, Шубников, Курчатов, Ланге, Иоффе... В 80-ых прошлого века - это лучшая научная школа по радиационной физике).
К сожалению, я временно, а может и навсегда отошел от газодинамики и вообще каких-либо разработок. По экономическим причинам я вынужден был уйти из НТЦ им. Люлька и в данный момент работаю на Ильюшине, где вообще не проводятся какие-либо научные и опытно-конструкторские работы. В НТЦ хоть что-то новое разрабатывали, а на Ильюшине пытаются старое возродить, но в последнем такой бардак и грабеж денег, что не знаю, сколько времени займет и какого качества получится работа. Кстати, на НТЦ им.Люлька проводились расчеты и работы в противоположном направлении микробороздам: есть доводы, чтобы лопатки компрессоров и турбин сделать наоборот как можно более гладкими, с наименьшей шероховатостью, т.к. шероховатость приводит к завихрениям в пограничном слое, что ведет к потерям в виде повышенного трения потока воздуха или газа.
Да, Украина всегда имела мощный научный потенциал. Я вообще считаю, что России без Украины, а также Белоруссии будет очень сложно конкурировать с другими странами во всех сферах экономики, науки, техники. Наши три братские республики - это был и есть (точнее желаем) мощнейший в мире Союз народов. И пока между нашими странами такие разногласия, так мы и будем позади мира плестись. Жаль, что вы в Харькове. Было бы интересно взглянуть на ваши работы. Думаю, у вас есть, на что посмотреть.
В случае вращение, например, пропеллера, из-за разной скорости от оси вращения подход несколько иной. Рисунок и период микроборозд должен зависеть от радиуса и скорости вращения, чтобы пропеллер не создавал турбулентность позади себя, а микровихри находились только под лопастью.
Да, согласен о важности сотрудничества Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Грузия... Так как у нас всех одна культурная база.
"проект будет чисто российский", поскольку в нем "очень много ноу-хау" А как же иначе? Наши «партнеры» кусают локти от зависти, у них нет подобного проекта, термоядерный двигатель, о котором речь впереди- это журавль в небе, а наш проект- конкретная синица в руках. Дело за временем, ибо прототип у нас в СССР уже был, по характеристикам (рабочая температура) намного опережал американский аналог. А значит, технология ТЭМ есть только у нас, нам и флаг в руки)) Радует финансовая независимость и личное распоряжение президента, есть надежда, что проект сделают, дай Бог! Вместе с тем, возникают вопросы: особенность ТЭМа в том, что он обеспечивает энергией и ускорениями межпланетные корабли и перевод с низких на высокие околоземные орбиты, другими словами- это буксир. Мощнейший многоразовый разгонщик, тягач, спасатель, не сильно зависящий от небесной баллистики, не требующий солнечных батарей и нечуствительный к тени. Его единственный недостаток- то, что на борту он несет ядерный реактор. Добираться до рабочей околоземной орбиты он своим ходом не должен, его доставит обычный носитель. И вот главный вопрос: какова масса у ТЭМ или его частей для его сборки на орбите? Хватит ли мощности ракетоносителя? Естественно, рассчитывать приходится на 20 тонн Протона либо будущей Ангары, ведь у нас даже в планах пока нет более мощной ракеты. Ну а если масса одной стыкуемой части превысит 20 тонн? Пойдем на поклон к американцам? У них к тому времени (2020г) должен состояться SLS, Falcon-Heavy, но конечно, никто нам свой носитель не предоставит, «уж как- нибудь выкручивайтесь сами». Недавно прошла вскользь информация о намерении создать сверхмощный российский носитель, но никаких конкретных цифр, сроков, финансирования, ответственных, скорее опять безответственная голословная болтовня во время празднования очередной годовщины полета Гагарина. В общем, одной рукой делаем важную работу, другой ее же закапываем, хорошо бы, если не так. Про безопорный двигатель. к сожалению, не в курсе.
ligaspace, это получается, что минивихри не должны выходить за пределы толщины пограничного слоя стандартного крыла/лопасти или даже за пределы самого геометрического профиля. Иначе будет нарушение и увеличение пограничного слоя и соответственно всего вязкого трения крыла. Даже в случае отсутствия турбулентности позади. Хотя если подъемная сила ячеистого профиля дает больший эффект нежели негативный эффект от увеличенного трения, то это другое дело. Короче, такой профиль нужно считать и продувать.
Maugly, а откуда у вас эти данные? Из СМИ, где всё всегда хорошо, или непосредственно из Энергии, Хруничева и т.п.?
"После 2015 года приступим к созданию /на Восточном/ второй очереди, уже для тяжелого /ракетного/ комплекса "Ангара", - продолжил он. - Всего предусматриваем два "тяжелых" старта. Сегодня идут работы по созданию космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса - от 70 до 130 тонн".
Не ясно, какое используется топливо. Если загрузки топлива хватает на 10 лет, то можно предположить, что реакция дейтерий + тритий (топливо D-T), т.е. с дешевыми компонентами, период полураспада трития составляет 12 лет. В реакции большой выход нейтронов. Это значит, что для ТЭМ необходимы массивные защитные экраны. А это будет составлять главную проблему для осуществления проекта!
Да, Владимир. Микровихри не выходят за пределы крыла или лопасти. Более того, микроборозды снижают турбулентность позади. По этой причине значительно уменьшается лобовое сопротивление - в четыре раз. Это больше, чем увеличение подъемной силы - в три раза.
Советский ядерный ракетный двигатель с малой мощностью запускали еще в 1970. Они эффективны при малой мощности или при не высоком нагреве рабочего тела.
Мощная силовая установка - это разогрев рабочего тела ядерным реактором более 2 тыс. градусов и аварийная ситуация.
С точки зрения безопасности человека задача нерешаемая и тупиковая.
У НАСА был проект NERVA (1960-е). Были успешные испытания. Но полет двигателя не состоялся.
Выход простой - проекты безнейтронных термоядерных двигателей.
Насколько мне известно, американцы свой второй атомный движок NERVA-2 на стендах "докачали" до возможного практического использования. Были у них планы по замене на третьей ступни "Сатурн-5" J-2 на NERVA-2 (для Луны) с перспективой марсианских полётов. Но, как всегда дело уперлось в деньги. А практические задачи для межпланетных полётов этот движок решал. Если сейчас водородники работают на удельных импульсах порядка 450 c (двигатели J-2 и RS-25), то увеличение удельного импульса до 600...900 с даст и прирост скорости и полезной нагрузки. Даже при полётах к Луне будут плюсы из-за возможности резко увеличить массу полезного груза.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]