В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Черток был
командирован в Германию, где в том же году участвовал в организации
советско-германского ракетного института, занимавшегося изучением и
развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия.
В 1951 году Борис Черток был назначен на должность начальника отдела
систем управления Особого конструкторского бюро номер 1 (ОКБ-1, в
настоящее время — РКК «Энергия») НИИ‑88, возглавляемого Королевым.
Борис Евсеевич внес огромный вклад в разработку и реализацию
советской космической программы, и прежде всего в успешное осуществление
целой серии пионерных запусков автоматических космических аппаратов к
Луне, Венере и Марсу.
В 1974 году Черток был назначен заместителем генерального
конструктора объединения «Энергия» по системам управления, а с 1992-го
являлся главным научным консультантом РКК «Энергия».
В одном из своих последних интервью Борис Черток отметил:
«Отечественная космонавтика сегодня нуждается прежде всего в выработке
генеральной стратегической линии. До 2030 года Россия должна уделять
основное внимание программам безусловной космической безопасности —
спутникам всех видов связи, разведки, системы ПРО, ГЛОНАСС, метео.
Причем космические системы глобальной связи и навигации коммерчески
очень выгодны только при массовом производстве наземных устройств.
Однако этой современной промышленности в России до сих пор нет. В XXI
веке она должна быть создана, иначе Россия перестанет быть великой
самостоятельной державой».
1 сентября с. г. академик Черток дал своё последнее большое интервью РИА «Новости». В нём он ответил на ряд самых насущных вопросов, которые общество предъявляет к современной российской космонавтике.
Борис Евсеевич определил существенные проблемы этой отрасли и развеял ряд мифов, созданных вокруг космонавтики в последнее время.
Мы сочли нужным обратить внимание на некоторые важнейшие высказывания академика в этом интервью.
Отвечая на часто поднимаемую шумиху о загрязнении окружающей среды запусками космических ракет, Борис Черток резонно возразил: «А я не считаю, что там какое-то сильно грязное топливо. И по этому поводу мне думается, что тут особых работ проводить не надо. Потому что использован для вывода в космос кислород и керосин, с точки зрения экологии лучше ничего не придумать… А "Протон”, он действительно пользуется экологически опасными компонентами. Но это только на участке выхода в космос. Задача не в том, чтобы заменять топливо, а в том, чтобы сделать полеты особо надежными».
Другим стереотипом, созданным СМИ, является якобы высокая аварийность современных отечественных космических систем. Вот что ответил на это Б.Е. Черток: «По сравнению с тем, что было раньше, в нашей космической отрасли такие внештатные ситуации, отказы очень редки… В советское время аварий, катастроф было в десять раз больше. Я сам участник, так сказать, организации таких катастроф. И на моей совести, скажу в порядке самокритики, несколько очень сложных и тяжелых, правда, без всяких человеческих жертв, только за счет автоматов, отказов».
Перед отечественной космонавтикой стоят большие проблемы. У России на самом деле нет мирового лидерства в космической отрасли.
«Мы затрачиваем на космонавтику примерно в десять раз меньше того, что тратят Соединенные Штаты», – подчеркнул академик.
«Надо отдать должное руководству Соединенных Штатов, и старому, и новому при Обаме, они тратят огромные средства на открытие всего нашего мира, в том числе и на дистанционное зондирование Земли. И получают, я бы сказал, результат в виде новых фундаментальных достижений и открытий. Мы это делаем в очень ограниченном количестве… Временно получилось так, что с прикрытием полетов американских шаттлов, я говорю о пилотируемой космонавтике, мы остались единственными (там Китай тоже кое-что делает), кто выводит человека в космос. В ближайшее время Соединенные Штаты создадут свой новый пилотируемый корабль и станут снова лидерами. Но на это им потребуется лет пять. А все, что касается научных космических аппаратов, аппаратов, исследующих Вселенную, … тут пока лидируют Соединенные Штаты. Я думаю, что они своего лидерства, наверное, нам в ближайшее время и не отдадут… Монополия на пилотируемые пуски у нас будет так еще примерно четыре-пять лет».
Самая главная проблема российской космонавтики – социально-экономическая.
«Основная беда сейчас в промышленности, не только космической, но и всякой, что страна, которая некогда говорила, что она является страной диктатуры пролетариата, потеряла пролетариат»
«Никто не хочет быть квалифицированным рабочим. Все молодые хотят быть менеджерами, дельцами, короче говоря, стоять у станка никто не желает. Мы сейчас имеем страшный дефицит квалифицированной рабочей силы… Когда я был еще совсем молодым, считалось очень престижным, когда я в анкете писал социальное положение "рабочий” (я был электромонтером), я чувствовал себя аристократом. Сейчас назвать себя рабочим никто не желает. Это позор какой-то!».
По мнению Чертока, жизненно необходима государственная стратегия развития российской космонавтики. «Отечественная космонавтика нуждается, прежде всего, в выработке генеральной стратегической линии. Должна быть ясна ее перспектива, достаточно авторитетно и свободно опубликованная и всем доступная, и все должны ее знать. И надо разработать такую программу, чтобы ею можно было увлечь не десяток и не сотню молодых специалистов, энтузиастов. А тысячи, как это было еще при советской власти».
«Стратегия должна быть разработана и утверждена на высочайшем уровне политического руководства страны. И президент, и премьер-министр обязаны разобраться в том, на что способна сегодня наша космическая отрасль, обсудить с учеными, в частности, с Академией наук, которую, к сожалению, перестали по-серьезному привлекать к космическим программам. Разработать такую стратегию и под эту стратегию, утвержденную на высочайшем уровне,… давать соответствующие средства из бюджета, контролировать расход и спрашивать с ответственных лиц. Причем стратегия не должна подыгрывать под какую-то одну личность. Пришел к руководству новый чиновник, и новые программы. Сменили чиновника – давайте новые программы. К черту! Должна быть государственная стратегия, государственная политика. И ее, кстати, в части, не связанной с секретами государственной тайны, надо открыть народу. И надо увлечь, особенно молодое поколение, этим направлением».
Ближайшим перспективным направлением развития пилотируемой космонавтики, по убеждению Чертока, должно стать комплексное освоение Луны.
«Основная задача, которая лежит перед космонавтикой, и пилотируемой космонавтикой в особенности, это присоединение Луны к земной цивилизации… Луна должна стать такой же частью света для нас, как Австралия, Южная и Северная Америка и т.д. И вот для этого нужны все виды космонавтики, и пилотируемой, и беспилотной, и на этой базе можно разработать очень много интересных, увлекательных, необходимых и другим отраслям технологий».
О перспективах освоения Луны Борис Евсеевич говорил и на 24-м Планетарном конгрессе Ассоциации участников космических полётов, проходившей 5-9 сентября с.г. в Москве. Отметив, что «открытия, которые последнее время делают в фундаментальной науке, делают не космонавты, а ученые, благодаря автоматам», академик Черток, тем не менее, высказал там убеждение, что «пилотируемая космонавтика должна существовать и будет существовать». Строить базу на Луне «чисто автоматически, без участия человека, можно, но человек во много раз повышает надежность использования таких больших и сложных сооружений», – подчеркнул академик.
Обстоятельный взгляд на состояние и перспективы космонавтики в XXI столетии Борис Евсеевич изложил около трёх лет назад, в январе 2009 г., в докладе на Ежегодных 33-ьих Королёвских чтениях. К этому докладу также полагаем нужным привлечь внимание.
«Приоритетные достижения космонавтики относятся ко второй половине ХХ века. Все, что происходит в настоящее время – первое десятилетие XXI века, пока базируется на открытиях и достижениях науки и техники XX века», – отметил академик. Вместе с тем он подчеркнул, что развитие науки и техники – категория трудно предсказуемая, где очень легко ошибиться.
Развитие космической сферы в России испытывает огромные трудности.
«В результате либеральных рыночных реформ российская оборонная промышленность лишилась многих тысяч квалифицированных рабочих и инженерных кадров. Зато мы обогатили кадрами США и Европу… "Золотые руки” высококвалифицированных рабочих и светлые мозги инженеров-энтузиастов – это дефицит, закрыть который в ближайшие годы будет для России проблемой, которой нет в США».
«Россия пока не имеет стратегии развития, объединяющей общество. За 15 лет криминальных реформ под лозунгом всесилия свободного рынка в России была разрушена оборонная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, дезорганизована армия. Все основное жизнеобеспечение основано на продаже своих природных богатств – прежде всего нефти, газа, леса. На сырьевых сверхдоходах возникла новая элита, класс сверхбогачей и махровый коррумпированный чиновничий аппарат. Зачем этой элите космонавтика?»
Как следствие, лидерство в Космосе надолго захвачено США, и этот объективный факт приходится признать и не тешить себя иллюзиями.
«США при всех своих внутренних проблемах до 30-х годов ХХI века будет оставаться самой мощной державой мира в военном отношении и самой передовой в области науки и технологий. НАТО является надежным инструментом, позволяющим США использовать не только свой, но и европейский научно-технический потенциал. Космической стратегией на ближайшие 20–30 лет будут приоритеты по программам самого широкого спектра. За счет транспортных систем России и Европы будет поддерживаться работа МКС. Сама по себе МКС для США уже особого интереса не представляет. Через 10–15 лет, побив 15-летний рекорд "Мира”, МКС будет затоплена. Россия, Европа и Япония без экономической поддержки США обеспечивать работу МКС пока не способны».
«Вместо знаменитой обсерватории «Хаббл», которая без профилактики с помощью "Спейс-Шаттлов” просуществует еще лет пять, будет выведена на орбиту новая обсерватория для изучения Вселенной. Новые автоматические аппараты продолжат исследования и обогатят науку широким спектром новых открытий на планетах солнечной системы и прежде всего на спутниках Юпитера и Сатурна. Мощный научный аппарат НАСА разрабатывает не только технику, но и стратегию будущего космонавтики».
«Нет сомнений, что в ближайшие 10-15 лет в США будут созданы новый сверхтяжелый носитель и пилотируемые корабли для полета к Луне, лунные посадочные модули и система доставки грузов для лунной базы».
Полновесным участником космической конкуренции в текущем столетии станет, по мнению академика, также Китай.
«В течение ближайших 20–25 лет Китай будет вкладывать огромные средства под лозунгом "догнать и перегнать Америку и Россию в области космонавтики”… Экономические и технологические задачи в последние 15 лет решались Китаем в масштабах и в сроки, недоступные другим государствам – Китай будет второй державой, способной осуществить реальное "господство в космосе”. Одним из решающих факторов гарантирующих феноменальные успехи Китая является идеологическое, политическое единство и не риторический, а подлинный энтузиазм в овладении знаниями и высокими технологиями. Зайдите в любой российский салон-магазин современной электроники. Широчайший ассортимент на любой вкус и на любой карман. Но, ни одного даже простейшего электронного прибора "сделано в России”, не найдете. 90% – "сделано в Китае”. Китайская стратегия создания передовых технологий является надежным плацдармом для реализации в будущем принципа "господства в космосе”».
Что необходимо делать России?
«Для того чтобы российская космонавтика вошла в будущем хотя бы в первую пятерку, необходимы радикальные жесткие социально-политические реформы. И не только ради космонавтики».
«Исходя из таких невеселых размышлений, считаю, что до 2030 года Россия должна уделять основное внимание программам безусловной космической безопасности (спутники всех видов связи, разведки, системы ПРО, ГЛОНАСС, метео)… Современная техника позволяет из космоса в реальном масштабе времени вести наблюдение за танками, артиллерией, бронетранспортерами и прочей техникой, которая в течение нескольких суток концентрировалась для нападения на Южную Осетию. Где были наши славные оптико-электронные, всепогодные и круглосуточные средства разведки? За эффективность системы в подобных случаях должен нести ответственность не разработчик космического сектора, а начальник «системы в целом», если он существует… Космические системы глобальной связи и навигации коммерчески очень выгодны только при массовом производстве наземных устройств».
«Этой современной, а не будущей промышленности в России нет. В XXI веке она должна быть создана, либо Россия не будет великой самостоятельной державой».
«Появление в России научного Совета по нанотехнологиям демонстрирует желания, а не силы. Нужны огромные средства и жесткая политическая воля для ликвидации нашего отставания на этом стратегическом направлении техники XXI века».
Диагноз точен, задачи ясны и определённы. Надо только выполнять завещание академика Чертока…
За свои заслуги Борис Черток был удостоен множества наград, в том
числе, ленинской премии, ордена Красной Звезды и ордена "За заслуги
перед Отечеством".
Гражданская панихида по ученому-конструктору, академику РАН прошла в подмосковном Королеве.
На похоронах выступал президент РКК "Энергия" Виталий Лапота. Так же
пришла проводит в последний путь патриарха молодая гвардия-ученики и
аспиратны РКК Энергии, группа летчиков-космонавтов и ЦПК им Ю.А.
Гагарина, сотрудники ряда аэрокосмических институтов и университетов.
Пришла дочь Сергея Королева.
Поминки прошли в г. Королёве на режимной территории. Туда прибывали те кто хотел помянуть своего наставника и идеолога.