Еще один амбициозный космический проект России оказался на грани срыва из-за технических неполадок. На этот раз возникли проблемы межпланетного характера.
Украинская ракета-носитель «Зенит-2SБ» успешно стартовала в среду с Байконура в 00.16 по московскому времени. Она вывела на низкую околоземную орбиту автоматическую межпланетную станцию Роскосмоса «Фобос-грунт». Однако в дальнейшем аппарат не смог выйти с околоземной орбиты и отправиться в сторону Марса, поскольку у него не включилась маршевая двигательная установка. Глава Роскосмоса Владимир Поповкин пояснил, что у аппарата не сработала компьютерная программа, заложенная в него еще на Земле. По его словам, у специалистов остается возможность переписать программу полета и провести два маневра по переходу на траекторию пролета к Марсу заново. «По времени у нас есть трое суток, пока батареи работают», – отметил Поповкин.
Главная цель трёхлетней миссии почти 14-тонного летального аппарата – доставить на Землю образцы грунта со спутника Красной планеты – Фобоса. На основе этого учёные рассчитывают получить новые ответы на вопросы о происхождении Солнечной системы и Вселенной. Кроме комплекса научной аппаратуры на борту станции находятся земные микробы, которые должны совершить путешествие туда и обратно. Миссия «Фобос-Грунт» должна была завершиться в августе 2014 года возвращением на Землю в специальной капсуле образцов грунта спутника Марса – Фобоса. Сама межпланетная станция, согласно планам, должна была остаться на спутнике для дальнейших исследований.
Предыдущая попытка российских ученых отправить в космос межпланетный зонд, предпринятая в 1996 году, закончилась провалом: аппарат «Марс-96» из-за сбоя не смог выйти на нужную орбиту и упал в океан.
Стоимость проекта "Фобос-грунт", по данным ее производителя – НПО имени Лавочкина, составляет около 5 млрд рублей. По данным СМИ, станция «Фобос-Грунт» была застрахована в компании «Русский страховой центр» на 1,2 миллиарда рублей. Межпланетная станция застрахована от всех рисков, в том числе и от полной гибели, передает ИА «Прайм».
Специалисты не исключают возможности схода автоматической станции "Фобос-Грунт" с опорной орбиты и падения на Землю в случае если не удастся перепрограммировать полет и отправить ее к спутнику Марса. "Расчетная орбита станции достаточно низкая - 208 на 356 км. На такой орбите она продержится пять-десять суток, затем в результате потери скорости войдет в плотные слои атмосферы и, скорее всего, упадет на Землю", - сказал "Интерфаксу" источник в космической отрасли.
Он отметил, что "Фобос-Грунт" вряд ли сгорит полностью. "Учитывая массу станции порядка 14 тонн, что почти в два раза больше массы "Прогресса", обломки которого в августе в результате неудачного пуска упали на Алтае, "Фобос-Грунт" при входе в плотные слои атмосферы, вероятнее всего, разрушится, частично сгорит, но какие-то крупные обломки могут упасть на Землю", - сказал эксперт.
Напомним, что за прошедший "юбилейный" год последовательность космических провалов России, действительно, впечатляет. 5 декабря 2010 года в Тихий океан отправились сразу три спутника "ГЛОНАСС". 1 февраля 2011 года — неудачный запуск спутника "ГЕО-ИК" ракетой-носителем "Рокот". Спутник был выведен на нерасчетную орбиту из-за ошибок в работе разгонного блока "Бриз-КМ". 18 августа ракете "Протон-М" не удалось вывести на геостационарную орбиту тяжелый телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ4". Опять из-за ошибок в работе разгонного блока, на этот раз "Бриз-М". Почти без перерыва, 24 августа новая напасть — запуск российской ракеты-носителя "Союз-У" с космическим грузовым кораблем "Прогресс М-12М" на МКС впервые за три с лишним десятка лет истории полетов ракет этого типа закончился неудачей. Корабль не был выведен на заданную орбиту из-за аварии на третьей ступени ракеты-носителя.
В связи с потерей спутников президент России Дмитрий Медведев уволил вице-президента, главного конструктора по средствам выведения РКК "Энергия" Вячеслава Филина и заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского. Занимавшему тогда пост главы Роскомоса Анатолию Перминову был объявлен выговор.
В апреле 2011 года Перминов был уволен. Это произошло после очередного скандала, когда в середине марта "по техническим причинам" был перенесен на неопределенное время ответственейший юбилейный запуск "Союза ТМА-21" и отменены в связи с этим запланированные на 30 марта визиты на Байконур высокопоставленных персон.
Отметим, что даже по самым скромным подсчётам ущерб от всех этих катастроф уже превысил сумму с одиннадцатью нулями (сто миллиардов рублей).
Последствия этих ЧП – одно хуже другого. Потеря "ГЕО-ИК" не позволила после четвертьвекового перерыва начать возрождение отечественной космической геодезической программы. В числе многочисленных и разнообразных последствий аварии "Экспресса-АМ4" (который, отметим, был застрахован на рекордные 7,5 млрд рублей) — срыв программы развития цифрового телевидения и проекта народного спутникового доступа в интернет. Проблемы с казалось бы супернадежной связкой "Союз"-"Прогресс" заставили всерьез беспокоится за безопасность космонавтов, доставка которых на МКС осуществляется при помощи аналогичной техники.
Сама по себе череда неудач при освоении космоса – явление не уникальное. Такое бывало раньше и у нас, и у американцев. Самым обидным здесь до сих пор остается проигрыш Советским Союзом "лунной гонки". Ни одна из четырех баснословно дорогих (и изумительно красивых) ракет "Н-1" во время испытаний по разным причинам "не дожила" до отделения первой ступени. С согласия ЦК КПСС и вопреки отчаянным протестам специалистов программа была закрыта решением нового генерального конструктора, весь "лунный проект" — строго засекречен, а миллиардные убытки — списаны. Однако потом СССР удалось с блеском воплотить в жизнь программу "Энергия – Буран", которая стала венцом отечественного космического машиностроения. Причем построил "Энергию" тот же самый Валентин Глушко, который "похоронил" лунную ракету.
У современной России в космосе не было, нет, и, что самое печальное, не предвидится никаких проектов, способных затмить неудачи. Космическая отрасль эксплуатирует хоть и постоянно модернизируемые, но созданные еще по идеям Сергея Королева "Союзы", благодаря чему уверенно занимает нишу "космического извозчика". А также с разной степенью надежности предоставляет услуги по выведению на околоземные орбиты коммерческих космических аппаратов. Еще у нас в багаже участие в работе МКС и поддержание "на плаву" орбитальной группировки научного и военного назначений. Вот, пожалуй, все…
Наши специалисты с горечью констатируют, что по успехам в космосе России теперь нужно догонять не современные США (а в перспективе, еще и Китай), а СССР. Причем образца 1966 года, когда советскому межпланетному аппарату впервые удалось сесть на поверхность Луны.
Американцев, кстати, которые хоть и торжественно закрыли программу "Спейс Шаттл" и без лишнего шума заморозили амбициозный проект "Созвездие" (полеты на Луну и Марс), неудачниками назвать трудно. Та же "красная планета" сейчас исследуется ими, практически, в одиночку.
Вывести ситуацию из тупика, как представляется, можно только волевыми политическими решениями. Никакой, пусть самый жесткий, контроль за качеством изготовления космического "железа" и создания необходимых для полета компьютерных программ, делу всерьез не помогут.
Взять хотя бы пресловутую проблему отсутствия телеметрической информации в то время, когда выводимый на орбиту аппарат оказывается вне зоны видимости наземных измерительных пунктов. В советское время она была решена размещением станций слежения на океанских судах. "Космический флот" давно уничтожен и теперь, чтобы отыскать собственный спутник, порой приходится просить помощи у командования североамериканской системы аэрокосмической обороны. Но авторов федерального бюджета это ничуть не беспокоит.
Хотя, политики, похоже, уже начинают осознавать, что с космосом у нас что-то идет не так .
"Весь российский космический комплекс последнее время оказался у нас дезинтегрирован. Образно говоря, никто не отвечает в целом за то, чтобы "костюмчик сидел", — такое мнение корреспонденту "Росбалта" высказал член комитета Госдумы по информационной политике Илья Пономарев. Продолжая аналогию, народный избранник отметил, что "кто-то у нас отвечает за пуговицы, кто-то за ткань, а за все вместе – никто". При этом депутат уверен, что "сейчас на каждом этапе процесса подготовки очередного запуска каждый пытается что-то себе урвать, не думая об общем конечном результате".
Пономарев заявил, что "не стал бы характеризовать последнюю неудачу, как проявление кризиса технологий". По его словам, "это скорее проявление кризиса единого управления космической отраслью, и в целом кризис управления в стране".
Как минимум, политики не говорят, что Россия должна сдать в утиль всю свою космическую отрасль, как это недавно предложили сделать с нашим авиастроением.
Прекращения исследований космоса не должно быть в любом случае", — заявил "Росбалту" первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов. Депутат готов согласиться с теми, кто говорит о системном кризисе в космической отрасли. С другой стороны, он советует "не спешить с жесткими выводами". "Я склонен доверять господину Поповкину. Он признал, что невывод станции "Фобос-грунт" на заданную орбиту, это, конечно, нештатная ситуация, но при этом заявил, что рассчитывает оживить аппарат в течение ближайших трех суток", — отметил Драганов.
Выполнение этой задачи, надеются в Госдуме, поможет вернуть хотя бы часть утраченного престижа. Однако, как заметил Драганов, "столь ответственное заявление может привести как подтверждению авторитета Поповкина и Роскосмоса в целом, так и к дальнейшим сомнениям по поводу того все ли ладно в этом ведомстве".
Если "починить" "Фобос-грунт" не выйдет, то, по словам депутата, придется "разобраться в том, как устроено управление в отрасли, какова ответственность отдельных ученых и менеджеров и насколько жестко контролируется исполнение тех или иных процедур, так как в космосе мелочей не бывает".
Специалисты Роскосмоса продолжают работу по выведению на орбиту полета к Марсу российской межпланетной станции "Фобос-Грунт", однако все попытки, предпринятые ночью, завершились неудачей.
Аппарат остается на околоземной «парковочной орбите» высотой 250-350 километров. И сейчас летает вокруг Земли, связь с ним пока установить не удалось. Американские военные заметили, что «небольшое увеличение орбиты "Фобос-Грунт" происходит на самом деле, и похоже, что оно продолжается», сообщает канадский наблюдатель за спутниками Тед Молчан.
Самое занятное то, что если верить сообщениям в интернете, ситуация выглядит следующим образом: связь со спутником отсутствует не из-за каких-то поломок, а из-за того, что так и было запланировано. Телеметрия и возможность работы с компьютером АМС должны были включаться после отработки разгонного блока "Фрегат", что до сих пор так и не произошло.
Если это так, то глубокий смысл подобного совершенно непонятен. А может и наоборот понятен: "Либеральной экономике - истинно свободные АМС!"
23 ноября, антенна Европейского космического агентства впервые смогла получить сигнал со станции. В ночь на 25 ноября специалисты, работающие на станции ЕКА в Австралии, намерены осуществить еще пять сеансов связи с «Фобос-грунтом».