У подножия горы Казбек расположен межпланетный вокзал. От него вверх по
склону горы протянулась эстакада - взлетная полоса межпланетного корабля
"Луна-1".
Вторник, 20 ноября 1975 г. От Академии наук СССР.
25 ноября, в 10 ч. 00 м., отправляется на Луну первый межпланетный корабль. Цель экспедиции – выяснить возможность организации на Луне постоянно действующего научно-исследовательского института.
Чтобы победить земное притяжение, межпланетному кораблю необходимо сообщить колоссальную скорость – около 40000 км. в час.
Перед нами – участники первого в истории человечества космического
путешествия: командир корабля «Луна–1» доктор технических наук М. Седов,
штурман А. Соколов, главный конструктор корабля Ю. Тамарин, бортовой
врач кандидат медицинских наук Т. Акопян.
У подножья горы Казбек расположен межпланетный вокзал. От него вверх по склону горы протянулась эстакад – взлётная полоса межпланетного корабля «Луна–1».
Старт с вершины Казбека, где давление воздуха почти вдвое ниже, чем на морском берегу, поможет преодолеть плотную земную атмосферу.
Корабль установлен на платформе, снабжённой 4 ракетными двигателями. Они промчат его на вершину горы и отправят в полёт с наибольшей возможной скоростью. Разгон за счёт взлётной установки сократит необходимый запас топлива.
Утро 25 ноября. В горах уже зима. Учёные, конструкторы, строители, журналисты, кинооператоры, родные и друзья членов экипажа собрались на межпланетном вокзале.
Близится время старта. Путешественники проходят в кабину. Специальные скафандры позволят им высадиться на луне, лишённой атмосферы, пригодятся и на случай аварии – утечки воздуха из кабины. В скафандрах большой запас воздуха.
В кабине космонавты прикрепляются ремнями к своеобразным лежакам, чтобы легче переносить перегрузку, возникающую при разгоне ракеты. В результате этой перегрузки вес пассажиров станет втрое больше обычного.
Ровно в 10.00 – старт. Двигатели взлётной установки за 25 секунд промчали платформу с корабля до вершины. Оттуда освобождённый корабль летит, уже имея скорость 600 метров в секунду.
Чтобы затратить меньше топлива на преодоление атмосферы, нужно взлететь отвесно. Но при этом сильнее всего тормозит притяжение. Чтобы оно не мешало набирать скорость, следует лететь горизонтально, огибая земной шар. Преодолевая это противоречие, корабль «Луна–1» начал подниматься наклонно.
Используя вращение Земли с запада на восток, корабль двигается на восток как бы по течению. На высоте 100 километров, где сопротивление воздуха уже невелико, он летит почти параллельно земной поверхности.
На протяжении всей трассы двигатели будут работать только около 10 минут. В 10 ч. 07 м. «Луна–1» достигла необходимой скорости и двигатель был выключен.
В межпланетном полёте исчезает вес, нарушается координация движений. И если бы не предусмотрительность конструкторов, наши путешественники беспомощно болтались бы в воздухе.
Длительной тренировкой члены экипажа подготовились к полёту без тяжести. Кроме того, держась за ручки, они могут передвигаться по кабине. На время работы люди пристёгиваются к креслам.
К 12 часам корабль прошёл 1/10 часть пути – 39000 километров. Сквозь иллюминатор путешественники любуются родной Землёй. Западное полушарие в тени, а в Азии день.
Притяжение Земли заставляет корабль двигаться по параболе, огибая земной шар и всё время изменяя направление. Скорость постепенно падает.
Штурман Соколов, по совместительству радист, картограф, астроном, метеоролог и кинооператор, то и дело сверяет небесные карты и график движения ракеты с показаниями приборов.
По первому требованию Соколов может сообщить, в какой точке в любую секунду полёта находится ракета. С такой же чёткостью работают Юрий Николаевич Тамарин и взыскательный командир Седов. И всё-таки человеческого проворства недостаточно, чтобы управлять космическим кораблём. При таких больших скоростях человек не сумеет обойти замеченное впереди препятствие и катастрофа будет неминуема. Со скоростью в несколько десятков километров в секунду мчатся метеориты в межпланетном пространстве. Даже метеорит-крупинка весом в доли грамма, летя с такой скоростью, пробьёт кабину из самой прочной стали.
Внимание, метеорит! Его направление и скорость заблаговременно отметили радиолокаторы, установленные на корпусе корабля. Двигатели крыла автоматически получили электросигнал и изменили направление полёта.
Ракетой в основном управляют автоматические и электрические устройства. Самые легкие находятся на корабле, большинство же из них установлено на Земле, образуя земную станцию управления.
Оператор земной станции управления следит за исправностью приборов и наблюдает за полётом ракеты. Перед ним на огромном экране движется электрическая звёздочка, обозначающая путь корабля.
Но радиоволны не проходят сквозь земной шар, и, когда ракета скрывается за горизонтом, станция не может ею управлять. Для попеременного управления работает вторая станция на противоположной стороне земного шара, на берегу Берингова моря.
Идут вторые сутки полёта. Но в далёких космических просторах люди не чувствуют себя одинокими: радио и экран телевизора связывают их с Землёй.
Самочувствие экипажа отличное, но бортовой врач Акопян непрерывно следит за состоянием здоровья своих товарищей. В случае надобности земные врачи могут помочь советами.
По отведённому для них радиосигналу врачи на Земле наблюдают за путешественниками и получают сведения об их здоровье от маленьких электроприборов, прикреплённых внутри скафандром.
Между тем корабль неуклонно движется вперёд, одинаково неуязвимый как для жгучих солнечных лучей, так и для ледяного холода мирового пространства, действующих на него одновременно с разных сторон.
И Луна тоже передвигается. За 50 часов, на которые рассчитана траса Земля-Луна, она преодолевает путь в 180000 км и для земного наблюдателя передвинется из созвездия Рыб в созвездие Овна. Поэтому корабль держит курс на созвездие Овна.
Пройдя около 340000 км, корабль прибыл в точку, где притяжение Земли и Луны одинаковые. Отсюда, с высоты 40000 км, он начинает падать на Луну и, если не принять мер, рухнет на лунную поверхность со скоростью около 2,7 км в секунду.
27 ноября, в 11 ч. 12 м., Тамарин передал по радио: «Луна приближается с возрастающей скоростью. Скоро начнём тормозить, повернёмся к Луне кормой, а потом включим двигатель, который погасит скорость».
Луна уже заняла полнеба. Из-за отсутствия в ней атмосферы резкость очертаний необычная. Большая часть полушария – нагромождение гор, кратеров, чёрных провалов. Тени резки и черны, небо тоже совершенно черно.
Профессор и штурман уже не отрываются от приборов, о чём-то совещаются, чтобы не ошибиться в самый ответственный момент.
Акопян прильнул к иллюминатору. Непривычная резкость очертаний сократила расстояние, и кажется, что уже давно пора начать торможение. Нервы напряжены. Ну, наконец-то!
Прерывисто заворчали боковые моторы – корабль поворачивается кормой к Луне. Полный оборот! Стоп! Через некоторое время заработал главный двигатель – падение замедлилось.
В 12 ч. 55 м. земное радио вновь передаёт сообщение с борта межпланетного корабля: «Уже Луна... Ещё несколько секунд – и сядем... Профессор включает шасси...»
Мягкий, но довольно сильный толчок бросил путешественников вниз, к корме.
Ракета слегка наклонилась – одна нога шасси попала в углубление и застыла. Двигатель затих. Корабль сел на Луну.
Путешественники обнимаются. Шутка сказать, люди впервые шагнули в космос, на другую планету! – «Приготовиться! Сейчас выйдем наружу!» – восклицает Седов.
Откачав воздух из двойного шлюза, космонавты открывают наружный люк и выбрасывают лесенку. За стенами ракеты – пустота. Туда не шагнёшь так просто, как с борта самолёта. Осторожно нащупывая ступени, первым спускается Седов, за ним – остальные.
Наконец их ноги в металлических башмаках коснулись поверхности Луны. Кругом застывший пейзаж. Яркий свет и резкие тени. Ни малейшей дымки. Вечное спокойствие спящей планеты.
Когда наблюдаешь Луну с Земли, видны светлые и тёмные пятна. Они образуют лик Луны. Светлые пятна называются материками, тёмные – морями. Правый «глаз» – море Дождей, левый – море Ясности, «рот» – море Облаков. Эти названия условны: на Луне ничего этого нет.
Ракета совершила посадку в море Дождей. Это «сухое море», как и предполагали учёные, оказалось обширной равниной, усеянной острыми скалами и окружённой цепью гор.
Путешественники не пошли, а запрыгали. Все движения – как при замедленной киносъёмке. На Луне, где все предметы в 6 раз легче, чем на Земле, вес взрослого человека достигает всего лишь 10–15 кг.
Следы человеческих ног отпечатались в слое многовековой пыли, как саваном покрывшей Луну.
Дорогие ребята! Нам придётся оставить на Луне профессора Седова и его спутников. Межпланетный корабль ещё не построен и даже не проектируется. Мы признаемся также, что профессор Седов и его друзья не существуют на самом деле. Мы выдумали их потому, что ещё не знаем фамилий будущих межпланетных путешественников. Но уже не за горами то время, когда не фантастический, а реальный корабль отправится в космические просторы. Президент Академии наук СССР академик Несмеянов недавно сказал: «Наука достигла такого состояния, когда реальна посылка стратоплана на Луну». Быть может, многие из вас, ребята, примут участие в постройке такого корабля.
Конец диафильма. Д–372–55. Фабрика «Диафильм». Москва, Центр, Старосадовский пер., д. № 7
Диафильм составил Л. Жигарёв
Консультант кандидат технических наук К. Гильзин
Редактор Е. Кавтиашвили
Художественный редактор А. Морозов
Производство фабрики «Диафильм», 1955 г.