Китай официально объявил о начале программы
строительства орбитальной станции. Первый запуск в рамках этой
программы состоится уже в 2011 году, а закончить создание
станции планируется к 2020 году.Представитель китайской программы пилотируемых полетов
объявил в среду, 25 октября, о начале КНР работ по созданию
собственной космической станции. Сначала в космос, как и
предполагалось ранее, отправятся корабли «Шэньчжоу-8» и
«Тяньгун-1» для отработки стыковки на орбите без людей на
борту. Далее планируется доработать основной
исследовательский отсек орбитальной станции и жилой модуль,
которые станут основой китайского аналога российского
«Мира».
В
отличие от коллег из NASA китайские конструкторы не
выкладывают в сети подробнейших описаний нового корабля и
компонентов орбитальной станции. Это изображение "Тяньгун-1",
показанное по китайскому ТВ - одно из немногих
общедоступных.
Источник: sinodefence.com
Ждать сенсаций вроде полета на Луну или тем более Марс не
приходится, но строительство орбитальной станции позволит
Китаю отработать необходимые для дальнейшего освоения
космоса технологии, превратив страну в полноправную
космическую державу.
Космическая программа Китая, как и аналогичные проекты
сначала Германии, а потом СССР и США, началась с
баллистических ракет. На этой схеме показано, куда могут
долететь различные типы китайских боевых ракет (с ядерными
зарядами мощностью до 5 Мт).
Космическая
программа Китая, как и аналогичные проекты сначала
Германии, а потом СССР и США, началась с баллистических ракет.
На этой схеме показано, куда могут долететь различные типы
китайских боевых ракет (с ядерными зарядами мощностью до 5
Мт).
Источник: "Military Power of the People's Republic of China 2007" P.19
Третья сила
В наши дни государств, которые способны в полной мере вести
освоение космоса, нет. Российские пилотируемые корабли по
праву считаются надежным средством доставки людей и грузов на
орбиту, нашей стране принадлежит несколько ключевых модулей
на МКС, но последний успешный запуск космического аппарата к
другим небесным телам состоялся еще в 1984 году. После двух
зондов «Вега», изучивших комету Галлея, настала череда
сначала неудач (гибель двух «Фобосов» и «Марса-96»), а потом и
хронической нехватки финансирования.
Самый первый проект китайского пилотируемого корабля
датируется концом 1960-х годов (в мае 1972 работы свернули
из-за недостатка средств). Подробностей известно немного -
лишь то, что внешне корабль походил бы на американский "Джемини"
(который и показан на снимке).
Самый
первый проект китайского пилотируемого корабля
датируется концом 1960-х годов (в мае 1972 работы свернули
из-за недостатка средств). Подробностей известно немного -
лишь то, что внешне корабль походил бы на американский "Джемини"
(который и показан на снимке).
Источник: NASA
С дальним космосом меньше проблем и больше успешных миссий у
NASA (взять хотя бы Cassini и марсоходы), но зато американцам с
конца 2010 года становится не на чем запускать астронавтов: на
начало ноября запланирован последний полет шаттла
Discovery, после которого «челноки» отправят в почетную
отставку. А астронавтов- занимать уже купленные на российских
«Союзах» места, так как иного транспорта пока нет,
рассматриваемые в качестве альтернативы частные компании к
пилотируемым полетам тоже еще не готовы.
Спутник
"Донг фан хун" - "Красный Восток". Построен и выведен на орбиту в
1971 году. До первого полета китайского пилотируемого
корабля, вопреки тогдашним прогнозам министерства обороны
Китая, оставалось еще 32 года.
Источник: sina.com
Безусловно, есть и другие участники. Прежде всего Евросоюз,
который имеет в своем распоряжении достаточно мощные
ракеты «Ариан-5» и грузовой корабль ATV. Далее- Япония,
которая недавно запустила экспериментальный аппарат с
солнечным парусом и вернула капсулу с образцами
астероидного вещества на борту другого автоматического
зонда с ионными двигателями. Или Индия, уже запускавшая
спутник к Луне; список претендующих на покорение космоса
стран с заметным отрывом продолжат Израиль и Иран- но ни у кого
из перечисленных государств или альянсов пока что нет
пилотируемых кораблей.
Израильская
ракета-носитель "Шавит", третья ступень. Примечательно, что
израильские запуски производятся не в сторону востока (как
делается по всему миру для использования вращения Земли), а
на запад (т.е. против вращения, с большими затратами).
Причина тому - нежелание ронять отработанные ступени или
спутники на территории арабских стран, с которыми и так весьма
натянутые отношения.
Источник: טל ענבר
Китайская орбитальная станция, довольно скромная на фоне
достижений СССР или США даже тридцатилетней давности- это не
просто еще один аппарат, запущенный в космическое
пространство, а заявка на серьезный и разносторонний подход.
Планы Китая
Спустя более чем сорок лет после начала космической
программы Китай многократно увеличил свой промышленный и
научный потенциал. Что позволяет рассчитывать на доведение
до конца проекта первой орбитальной станции, которую
собираются строить далеко не теми ударными темпами, что
характеризовали конец 1960-х годов.
Сначала будет отработана важнейшая операция- стыковка
кораблей на орбите. Именно с этого начиналась советская
программа сооружения орбитальных станций, так как избежать
необходимости стыковки кораблей нельзя в принципе. Причин
тому две:
* на орбитальную станцию время от времени нужно доставлять
грузы и сменять экипаж, то есть к ней должны причаливать
корабли с Земли
* ни одна ракета не может поднять за раз все необходимое для строительства большого комплекса
Редкий кадр - панель управления "Шэньчжоу-6", точнее возвращаемой на Землю капсулы.
Источник: sinodefence.com
Грузоподъемность ракет Китая сейчас не превышает 12 тонн,
именно столько способен вывести «Великий поход-3B». Этот
показатель планируется поднять до 25 тонн у «Великого
похода-5», что позволит доставлять на орбиту крупные грузы,
такие же, которые могут поднять самые мощные ракеты США
(«Дельта-4») и России («Протон»).
Самые тяжелые из ныне
используемых ракет (но не самые тяжелые за всю историю!) -
"Дельта-4" и "Протон". Обратите внимание на разный цвет факела,
он обусловлен различиями в используемом топливе (жидкий
водород "Дельты" и гептил у "Протона").
Источник: NASA
Крупным грузом, по всей видимости, будут компоненты
орбитальной станции, которые последуют за первыми модулями
«Тяньгун» («Небесный дворец»). Первый «Тяньгун» полетит без
экипажа в 2011 году, с ним состыкуется корабль «Шэньчжоу-8»
опять-таки без экипажа и лишь спустя год, в 2012, «Шэньчжоу-9»
доставит в космос трех тайконавтов.
Легко заметить сходство
"Союзов" и "Шэньчжоу" - во многом китайский корабль повторяет
советскую разработку рубежа 1960-1970 годов.
Вопрос терминологии
Исторически сложилось так, что в СССР летавших в космос
людей называли космонавтами, причем таковыми становились
лишь те, кто подобно Гагарину совершил один виток вокруг
Земли. В США используется термин «астронавт», а право ношения
золотых «крылышек астронавта», особого отличительного
знака, дается и совершившим суборбитальный полет с
преодолением отметки 80,5 км (50 миль). Китай, выведший
самостоятельно пилотируемый корабль, породил термин
«тайконавт», от «тайкун»- «космос».
К 2020 году на космической станции планируется отработать
долговременное нахождение тайконавтов- что является
далеко не самой простой задачей. На МКС, которая строилась с
учетом опыта «Мира», «Салютов» и десятков полетов, к примеру,
то и дело ломается санузел, а в 2010 году вышла из строя одна
из систем охлаждения. Согласно заявлению китайских властей,
пилотируемая станция позволит воспользоваться уже
полученными в прошлых полетах знаниями для приобретения
новой научной и технической информации- а далее можно будет
говорить о более амбициозных проектах.
Алексей Тимошенко