Непредсказуемое открытие: огромная лента опоясывает всю Солнечную систему, да ещё и сдвинута набекрень. Из чего она состоит, как образовалась и почему перекошена?
"Сегодня настал день, которого мы все ждали: в первый раз первые результаты изучения гелиосферы аппаратом IBEX, в том числе полученная им карта неба, открыты для научного сообщества и публики!" — заявил ведущий специалист этого проекта доктор
Дэвид Маккомас (Dave McComas). IBEX значит Interstellar Boundary Explorer, этот американский зонд предназначен для наблюдения за границей между пространствами – солнечным и межзвёздным.
Собранные за первые шесть месяцев наблюдений сведения оказались столь значимы и обширны, что в Science вчера вышло сразу пять научных статей, посвящённых разным аспектам "добычи IBEX" (1, 2, 3, 4, 5). Главная же находка заставила учёных буквально схватиться за голову, поскольку такого никто не ожидал: на переданных кадрах проявилась гигантская полоса, опоясывающая кругом весь "пузырь" гелиосферы. Полоса яркая, концентрированная и "неправильная".
Рис. 1. Положение "Вояджеров" на карте неба, составленной IBEX. Видно, что человечество ухитрилось запустить оба аппарата аккурат рядом с колоссальным поясом ЭНА. Шкала отражает плотность их потока (иллюстрация SwRI). Американский спутник видит небо не в электромагнитном излучении, а в потоках атомов. Традиционные для телескопов спектральные диапазоны ему заменяют разные диапазоны энергии частиц.
Это необычное зрение уже хорошо послужило науке. Так, в июне нынешнего года IBEX впервые в мире поймал высокоскоростные атомы водорода от Луны. Как видим, даже за рамками своей основной миссии аппарат с детекторами частиц нашёл что-то новое. Что уж говорить о направлении взора на удалённые участки неба.
"Результат IBEX поистине замечательный. Эмиссия не похожа на предсказанную любой из современных теорий или моделей этого никогда ещё не наблюдавшегося региона, —
говорит Маккомас. — Мы ожидали увидеть маленькие, плавные пространственные вариации межзвёздной границы. Вместо этого IBEX показывает нам очень узкую ленту, которая в два-три раза ярче, чем всё остальное небо".
Рис. 2. Гелиосфера в объёме. Показано направление её движения в межзвёздном облаке. Серые линии – межзвёздное магнитное поле. Видно, как оно "собирает" ленту. Также показаны точки, в которых находятся "Вояджеры" (иллюстрация SwRI).На сайте IBEX учёный поясняет, что модели предсказывали наибольшие вариации в "яркости" ЭНА в десятки процентов по всему небу, а выяснилось, что она может скакать на несколько сотен процентов в пределах очень малого угла обзора. Кроме того что оказалась неверной общая модель распределения ЭНА по небесной сфере, отдельным открытием Маккомас считает тот факт, что исключительно мощные потоки таких частиц могут рождаться в очень малых участках.
Относительно же природы самой ленты пока у исследователей есть только догадки. Специфика её ориентации в пространстве соотносится одновременно как с особенностями распределения солнечного ветра, так и с направлением движения Солнца сквозь межзвёздную среду. Но не только с ними.
В частности, за формирование и специфическую ориентацию ленты может быть ответственно межзвёздное магнитное поле. Но увы, как именно это происходит — ещё непонятно.
Рис. 3. Более аккуратные расчёты данных с IBEX позволили учёным увеличить разрешение отдельных участков гигантской ленты, выявив любопытные детали, значение которых ещё только предстоит выяснить (иллюстрация SwRI). Авторы новых работ предполагают, что лента, генерирующая потоки ЭНА, свидетельствует: внешние условия галактической среды накладывают отпечаток на происходящее в Солнечной системе в гораздо большей степени, чем предполагалось. По словам Дэвида, новые данные заставят учёных пересмотреть текущее понимание того, как гелиосфера взаимодействует с Галактикой.
Изучение вновь открытого объекта должно раскрыть нам новые подробности и особенности того места, которое Солнце и его семья занимают в Млечном Пути. А ещё это поможет лучше предсказывать и понимать колебания в галактических лучах, которые несут опасность для людей.
Дело в том, что от формы и поведения гелиопаузы, "дышащей" под действием межзвёздного ветра и управляемой отчасти межзвёздным магнитным полем, зависит "космическая погода" во всей Солнечной системе, где, казалось бы, всё определяет лишь само светило.
На Земле мы укрыты ещё и земным магнитным полем, но в полётах на Луну, Марс и дальше людям придётся с опаской поглядывать в сторону галактических просторов. Как будет защищать нас гелиосфера в будущем? Так же, как и в прошлом, или что-то изменится по мере движения Солнца вокруг центра Галактики? Как гелиопауза откликается на циклы самого Солнца? Все эти вопросы важны для будущего космических полётов, да и всего человечества. Миссия IBEX не закончена.
Рис. 4. Доля галактических лучей, проникающих внутрь Солнечной системы. Синей стрелкой показан межзвёздный поток вещества. Чёрные дуги – внешние границы системы. Слева направо: головная ударная волна, гелиопауза, граница внутренней ударной волны. Между двумя последними линиями происходят генерация ЭНА и одновременно резкая экранировка галактических лучей. В этой зоне сейчас как раз летят "Вояджеры". Шкала внизу – астрономические единицы, отсчёт которых идёт от внешней ударной волны (Adler Planetarium/Chicago).