ВЕЛИКИЙ ФУТУРОЛОГ О БУДУЩЕМ ЗЕМЛЯН
Недавно в Москву на конгресс футурологов приезжал патриарх западной футурологии, знаменитый американский философ, аналитик и публицист Элвин Тоффлер.
Это он, вместе с со своим соавтором и женой Хейди предсказал появление Интернета, кабельного телевидения, клонирование животных и людей. В Россию он привез новую книгу «Революционное богатство» (М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ПРОФИЗДАТ, 2008). Его советами пользовались Горбачев и руководители Китая. Его в составе небольшой группы интеллектуалов приглашали на Иссык-Кульский форум 1991 года.
В этот раз Тоффлер выступил перед депутатами, поучаствовал в дискуссии о будущем мира, поговорил с членами Общественной палаты. Он говорит, что 16 лет назад не делал прогнозов о судьбе Советского Союза и не мог даже представить, что в России вообще когда-нибудь возникнут неправительственные организации.
«Революционное богатство» Тоффлера завершает его предыдущие работы – «Третью волну» в первую очередь. Новая книга говорит лишь о самом ближайшем будущем. Сегодня «тысячи внешне не связанных между собой изменений формируют новую экономическую систему». Будущее Тоффлера, в общем-то, нам уже знакомо:: новые средства коммуникации развязывают нам руки для общения и работы. А что потом? Суперкомпьютеры, роботы, ближний и дальний космос, глобальная система.
О более дальних перспеутивах Тоффлер предпочитает пока умолчать. Ибо глобализация по его ощущениям в нынешнем виде заходит в тупик. Прежде всего для амнриканского общества, которое он холит и лелеет. А значит впереди кризисы и потрясения. И новая мировая лихорадка рынка труда и финансовых потоков.
Нашему корреспонденту удалось встретиться с Элвином Тоффлером и задать ему несколько вопросов.
– Что сегодня вы думаете о будущем нашей цивилизации? Что ее ждет в ближайшем будущем?
– Никто не может знать будущее точно. Нельзя быть совершенно уверенным, когда ты делаешь прогнозы. Любой, кто говорит, что он знает будущее точно – это несерьезный человек. Хотя каждый человек постоянно предсказывает будущее, например, когда садится за руль машины и предсказывает: оттуда может появиться другой автомобиль, там сейчас будет светофор… Различия между такими предсказаниями и нашими в том, что мы, конечно, оперируем гораздо большим периодом времени.
– Ваша новая книга больше об экономических переменах. С чем это связано?
– За последние пятнадцать лет полностью изменилось традиционное понимание экономики. Изменилось представление о времени и пространстве. Время стало более динамичным, что связано с ростом конкуренции. Но многие традиционные общественные институты – семья и образование – отстают от темпов роста производства на порядки, и в этом источник грядущего кризиса.
В ближайшем будущем стоит ждать резкого смещения вектора богатства и развития мировой цивилизации из США в сторону Китая, Японии и Кореи. Кроме того, количество людей, ежегодно пересекающих границы стран мира, адекватно всему населению планеты в семнадцатом веке. И это также меняет отношение к производству.
Ну и самое главное: информация стали основой экономики, и на информацию, в отличие от природных ресурсов, нельзя наложить абсолютную монополию. Кроме того, современные экономисты пока не хотят замечать новое «революционное богатство» – неучтенный, бесплатный продукт, который каждый из людей производит, даже не замечая этого. Теперь достаточно изменить продукт, всего лишь кликнув на клавишу компьютера. Раньше для этого необходимо было останавливать целые массовые производства.
Появляется все больше людей, которые производят новые ценности без денег. Лучший пример здесь – программное обеспечение. Это и сменит общество массового производства и потребления.
Создаются технологии, которые повышают продуктивность работ. И это делается без денег. Раньше, чтобы измерить давление, я ходил к врачу и платил ему за это. Теперь есть аппарат для измерения давления, которым можно пользоваться самостоятельно, заплатив только один раз.
Новое общество – общество индивидуализированное. Его структура усложняется. Возникает новая социальная система, которую мы в США еще не полностью понимаем. Многие явления, в частности бюрократия, становятся неактуальными. Если не изменим старые структуры, нельзя эффективно использовать новые технологии.
– Что ждет Европу в ближайшем будущем?
– Мы пытаемся по новому понять процессы эмиграции. Она была всегда, и остановить ее очень сложно. Для Европы это прежде всего проблема исламской миграции. Это болезненный и очень опасный процесс.
Я совершенно уверен, что на пути к будущему обществу нас еще ждут тоталитарные системы. И их будет немало. Это неотъемлемая часть процесса изменений – появление весьма неприятных режимов.
И я не могу сказать – будет ли мир одно– или многополярным. Но многополярность – это еще не спокойствие. Достаточно вспомнить, что в Европе всегда были войны и конфликты. А мы стоит на грани религиозного конфликта. Есть мусульмане, которые хотят доминировать в мире или восстановить контроль над тем, что они считают своим. Просто так это не получится.
...Тоффлер специально не стал уделять внимания прогнозам развития России, сославшись на недостаточное знание реалий нашей страны. Правда не удержался и добавил: «Через 1000 лет люди не будут помнить ни войну в Ираке, не
Джорджа Буша, ни вашего руководителя. А вот полет в космос запомнят. Я уверен что через несколько десятилетий или столетие мы не просто выйдем в космос, а начнем его заселять. И эта эра началась именно а наши дни.