Суббота
20.04.2024

«  Сентябрь 2012  »
17181920212223
Какую роль при освоении Луны будет играть мужчина?

Главная » 2012 » Сентябрь » 4 » Лунный орбитальный зонд. Изучение атмосферы Луны, ресурсов воды и мест посадок Аполлонов
Лунный орбитальный зондКосмический аппарат LRO был запущен НАСА в июне 2009 года. С его помощью ученые ищут источники ресурсов на Луне, составляют карту радиоактивности поверхности планеты и подробные трехмерные карты поверхности Луны, в том числе в ультрафиолетовом спектре, а также проводят ряд других исследований.

Атмосфера Луны.
В августе ресс-служба НАСА сообщила, что руководитель проекта LAMP Алан Штерн (Alan Stern) из Юго-восточного исследовательского института при помощи спектроскопа LAMP на борту зонда-картографа LRO изучают атмосферу Луны - крайне разреженный слой газов над поверхностью естественного спутника нашей планеты. Принято считать, что Луна окружена вакуумом, так как эта прослойка по своей плотности не сопоставима с атмосферами настоящих планет. Тем не менее, ученые предпринимают попытки изучить лунную атмосферу, выяснить ее состав и происхождение.

Группа астрофизиков под руководством Штерна приспособила для этих целей спектроскоп LAMP на борту зонда LRO, который используется для картографирования лунной поверхности.

Ученые "просвечивали" атмосферу Луны при помощи спектроскопа в ходе 50 витков LRO, пытаясь отделить данные о химическом составе лунной атмосферы от фонового шума. Наблюдения показали, что в атмосфере спутника Земли присутствует гелий. Кроме того, в почве на поверхности Луны исследователи обнаружили атомы аргона - вполне возможно, что атмосфера Луны содержит и этот благородный газ.

Штерн и его коллеги планируют продолжить исследования атмосферы Луны - они попытаются найти в ней атомы аргона и выяснят, как меняется ее плотность при наступлении дня или ночи.

Вода на Луне.
Согласно новым данным, полученным с помощью легковесного радара с синтезированной апертурой (Mini-RF), установленного на Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO, Лунный орбитальный зонд NASA), массовая доля водяного льда, входящего в состав материала, из которого сложены стенки лунного кратера Шеклтона, составляет пять-десять процентов.

Эти цифры позволяют с еще большим оптимизмом смотреть на будущую колонизацию спутника Земли и строительство там стационарных населенных баз.

«Это потрясающие результаты, открывающие совершенно новую страницу в долгой истории под названием «Сколько на Луне воды?». Некоторые инструменты LRO уже внесли определенную ясность в этот вопрос, но только радарный мониторинг, позволяющий заглянуть под лунную поверхность, помог оценить реальное количество воды в подповерхностном лунном веществе», – комментирует полученные результаты главный научный специалист миссии LRO Джон Келлер из Годдаровского космического центра NASA в Гринбелте.

Расположенный на южном полюсе кратер Шеклтона, который никогда не освещается Солнцем полностью, уже давно рассматривается в качестве потенциально возможного резервуара водяного льда, так как вода из-за солнечной радиации и почти полного отсутствия атмосферы не может удерживаться и накапливаться в лунном грунте. Между тем предыдущие данные, полученные при зондировании кратера земными радарами, а также спектроскопические исследования были противоречивыми, и оценки количества воды в материале кратерных стенок колебались от нуля до двадцати процентов.

Радарное зондирование кратера Шеклтона непосредственно с лунной орбиты проходило в три этапа, с декабря 2009-го по июнь 2010 года, еще полтора года ушло на вычисления и тщательную проверку результатов.

Радарное зондирование Луны
Данные радарного зондирования подтверждают, что массовая доля вкраплений водяного льда в грунте, слагающем кратер Шеклтона, доходит до 5-10%. // B. J. Thomson et al.

Излучение радара проникало на один-два метра в глубину лунной поверхности, а последующий анализ отраженного сигнала дал высшую границу оценки массовой доли льда в зондированном веществе, которая и составила 5–10%.

«Внутренние области кратера представляют собой «холодные ловушки», где за миллиарды лет скопилось некоторое количество водяного льда, перемешанного с сухим грунтом», – объясняет Бен Басси из Университета Джона Хопкинса, глава группы, которая обрабатывает данные, полученные с радара LRO. Другая группа, возглавляемая Брэдли Томсоном из центра удаленного мониторинга при Бостонском университете, использовала эти данные для оценки массовой доли воды в кратерном грунте, которая составила 5–10%.

Результаты своих вычислений обе группы опубликовали в Geophysical Research Letters.

Таким образом, поиски воды на Луне, долгое время считавшейся совершенно «сухой», увенчались, наконец, успехом:

вода на Луне есть, притом не в следовых, а вполне массовых количествах, 5–10% от общей массы подповерхностного вещества.

Не исключено, что полученные результаты будут в дальнейшем скорректированы более точными замерами с использованием радиотелескопа в Аресибо (Пуэрто Рико). Также нельзя исключать и вероятность того, что лед на Луне мог накапливаться не только в приполярных кратерах, но и в закрытых от Солнца полостях вулканического происхождения, которые также обнаружены на Луне, а так же в холодных ловушках глубоких кратеров.

Места посадок Аполлонов по НАСА.
За два года на орбите аппарат успел не только рассмотреть спутник Земли и найти на нем запасы воды, открыть разнообразные особенности рельефа, но и зафиксировать самую разную оставленную здесь космическую технику - от американских посадочных аппаратов серий Ranger и Surveyor до советского "Лунохода-2".
Ниже приведены ссылки на места посадок Аполлонов в масштабе 0,5 м на пиксель в зависимости от высоты Солнца:
А-11 : http://featured-sites.lroc.asu.edu/view_site/1
А-12 : http://featured-sites.lroc.asu.edu/view_site/2
А-14 : http://featured-sites.lroc.asu.edu/view_site/3
А-15 : http://featured-sites.lroc.asu.edu/view_site/4
А-16 : http://featured-sites.lroc.asu.edu/view_site/5
А-17 : http://featured-sites.lroc.asu.edu/view_site/6
Двигая движок над снимком, мы можем просмотреть как меняется освещение в зависимости от времени лунных суток.

Категория: Публичные расследования | Просмотров: 2624 | Добавил: ligaspace | Рейтинг: 4.5/2 |