Конкретно идея соединить космическое с земным направлением человеческой деятельности принадлежит отцу теоретической космонавтики К. Циолковскому. В отличие от писателей-фантастов (Жюль Верн, Герберт Уэллс), он ни при каких обстоятельствах не принимал выход в космос следствием какой-то безысходности существования на планете. Напротив, заявлял о космонавтике как о рациональном перевоплощении природы нашей планеты силой интеллекта и исключительно на пользу человечества.Российский ученый Константин Циолковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов. Работы Циолковского, Оберта и Годдарда были продолжены группами энтузиастов ракетной техники в США, СССР и Германии. В СССР исследовательские работы вели Группа изучения реактивного движения (Москва) и Газодинамическая лаборатория (Ленинград). В 1933 году на их базе был создан Реактивный институт (РНИИ). В Германии подобные работы вело Немецкое Общество межпланетных сообщений (VfR). 14 марта 1931 член VfR Йоханнес Винклер осуществил первый в Европе удачный запуск жидкостной ракеты. После прихода нацистов к власти в Германии были выделены средства на разработку ракетного оружия, и весной 1936 года была одобрена программа строительства ракетного центра в Пенемюнде, техническим директором которого был назначен Вернер фон Браун. В нём была разработана баллистическая ракета А-4 с дальностью полета 320 км. Во время Второй мировой войны 3 октября 1942 года состоялся первый успешный запуск этой ракеты, а в 1944 году началось её боевое применение под названием V-2. В июне 1944 года ракета V-2 стала первым сделанным человеком объектом в космосе, достигнув в суборбитальном полете высоты 176 км. Военное применение V-2 продемонстрировало огромные возможности ракетной техники, и наиболее мощные послевоенные державы — США и СССР — начали разработку баллистических ракет на основе трофейных германских технологий и с привлечением пленных германских инженеров. Гонка между СССР и США
«Факт, что первый искусственный
спутник Земли был запущен в СССР, а не в США, привел ко многим
инициативам правительства США, направленным на развитие космических
исследований.
Указом президента США Эйзенхауэра от 29 июля 1958 было создано
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического
пространства — NASA.
Началось огромное увеличение инвестиций в космические исследования. К 1968 эта цифра достигла 500 миллионов.
Началась космическая гонка между США и СССР. Вторым спутником после СССР стал спутник «Эксплорер-1″, запущенный США 1 февраля 1958 г.
командой Вернера фон Брауна. Для запуска была создана форсированная
версия баллистической ракеты Редстоун, названная Юпитер-С (Jupiter-C),
первоначально предназначавшаяся для испытания уменьшенных макетов
боеголовок. Вторым после первого орбитального полета Ю. Гагарина стал астронавт США Алан Шепард, который 5
мая 1961 г. совершил суборбитальный полёт на космическом корабле
Меркурий-Редстоун-3. И лишь 20 февраля 1962 г. на корабле Меркурий-Атлас-6 астронавт США Джон Гленн повторил орбитальный полёт Ю. Гагарина.
Керим Керимов
Без этого человека невозможно представить развитие космонавтики в целом. Про него мало говорили. Именно он отправлял в космос все экипажи советских космических кораблей. Именно этому генерал-лейтенанту на космодроме Байконур с 1966 по 1991 гг. докладывали о готовности к полету, и ему же отчитывались о выполнении задания после приземления космонавты. Долгое время его никто не видел в лицо, знали только в правительственных кругах, в телерепортажах его показывали только со спины, а имя не упоминалось в средствах массовой информации, оно было строго засекречено. Деятельность этого человека находилась в центре внимания американского космического агентства НАСА, к нему безуспешно искало подходы ЦРУ.
Керим Керимов родился 14 ноября 1917 года в Баку в семье азербайджанских интеллигентов - его отец Аббас-Али Керимова был выпускником Петербургского Политехнического Института и работал инженером в Азнефте, а мать - Сурея Керимова (Ахмедова) окончила гимназию в Баку. В 1936-1939 годах учился на энергетическом факультете Новочеркасского индустриального института. Окончил Азербайджанский индустриальный институт (ныне Азербайджанская государственная нефтяная академия) в 1942 году и Артиллерийскую академию имени Ф. Э. Дзержинского в конце 1943 года. Во время войны на заводах Московского куста Керимов занимался приемом у промышленности гвардейских минометных установок типа "Катюша" и снарядов к ним, за что был удостоен ордена Красной Звезды. В 1946 году он вместе с другими специалистами по ракетной технике был направлен в Нордхаузен (Германия) для сбора информации о баллистической ракете "Фау-2".
Ракеты стратегического назначения
Керим Керимов прослужил в Центральном аппарате Министерства обороны
20 лет на различных должностях: от старшего инженера до начальника
Центрального Управления космических средств.
В сентябре 1960 года Керим Керимов был назначен начальником Главного
управления ракетного вооружения (ГУРВО), а в 1964 г. возглавил только
что созданное Центральное управление космических средств (ЦУКОС). За
внедрение спутникового фоторазведывательного комплекса «Зенит» был
удостоен Ленинской премии. В 1966 году он стал председателем
Государственной комиссии по пилотируемым полетам и руководил ею в
течение 25 лет. Комиссия занималась госприемкой всех пилотируемых
космических кораблей.
До середины 60-х годов Керим Керимов работает над созданием
межконтинентальных баллистических ракет. В частности, Керимов лично
контролировал запуск разведывательных спутников «Зенит».
Затем К. Керимову предложили поработать на космос. «Я даже не на
шутку обиделся, — вспоминал он. — Занимался сверхсекретными
межконтинентальными ракетами, и вдруг непонятный космос». Вникнув в суть
дела, вошел во вкус, а позже благодарил судьбу за то, что та связала
его с космосом. Он работал под руководством главного конструктора ракеты
и корабля «Восток» Сергея Королева. При участии Керимова был
осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли СП-1. За
внедрение ракетно-космического комплекса «Зенит» он был удостоен
Ленинской премии. В 1965 г. Керим Керимов возглавил 3-е главное
управление Министерства общего машиностроения, в ведении которого
находилась ракетно-космическая сфера. В 1966 г. его назначили
председателем Государственной комиссии по пилотируемым полетам (эту
должность он занимал до 1991 г.).
В октябре 1967 г. на орбите прошла первая стыковка между двумя
беспилотными КА («Космос-186″ и «Космос-188″), за что Керимов получил
звание генерал-лейтенанта.
Гагарин — первый из землян!
Полет Гагарина возымел эффект разорвавшейся бомбы. Легенда о
непревзойденности американской науки развеялась в прах. Появление
Ю. Гагарина в странах Европы и Америки, где восторженная публика носила
обаятельного героя на руках, а женщины нарекали этим экзотическим именем
своих новорожденных сыновей, заставил американское руководство
консолидироваться в вопросе космических исследований. Кеннеди добился
решения сената о выделении в течение пяти лет 240 миллиардов долларов на
проект освоения Луны человеком. Окрыленный весомой победой Королев
также пытался выбить средства для ракеты, способной высадить человека на
Луну, но, в отличие от американцев, «наверху» его не поддержали, потому
что военным ракета была нужна для конкретных целей, а не для «сбора
космического гербария». - Керим Алиевич, сначала в космос полетел друг человека - собака. То есть две - Белка и Стрелка. Как их судьба сложилась в дальнейшем? - Белку мы смогли вернуть обратно, но Стрелка, увы, навсегда осталась в космосе. Из-за этой истории пришлось принять на себя атаки английского общества защиты животных. - А дальше начался жесткий отбор пилотов. Как проходил отбор? - В сверхконфиденциальной обстановке, чтобы заокеанские друзья, чего доброго, не учуяли наши планы. Кандидатов было шестеро. Среди них Гагарин, Титов, Андрианов и др. У Гагарина и Титова были одинаковые шансы... Но выбор оставался за С. Королевым. Гендиректор КБ сам выбирал, кому летать на его детище. Ну, кого он выбрал, знает весь мир.
- Гагарин держался молодцом! Но страх все-таки читался в его глазах, хотя он очень старался не выдавать его. Это же нормально, Керим Алиевич? - Я сам боялся не меньше его. Мы торопились, сроки поджимали. А когда он рапортовал о готовности к полету, невозможно было не заметить насильную улыбку, маску бодрости! Конечно, для первого раза это чувство оправдано. Спутник, на котором предстояло полететь Гагарину, был мне хорошо знаком. Наше управление было заказчиком пилотируемого корабля, названного в печати "Восток", и давало заключение на допуск этого корабля к полету с человеком на борту. - Гагарин ничем не рисковал? - Были отработаны все варианты его спасения, но был маловероятный сценарий, когда одна из ступеней недорабатывает против расчетного 1.5-2 секунды. В этом случае он мог приземлиться на воду, в районе мыса Горн, а там из-за сильного постоянного волнения не мог дежурить спасательный корабль. О теоретической возможности такого исхода Королев доложил на госкомиссии. Во всех остальных случаях Гагарина спасали максимум за 30 минут.
Сквозь тернии — к звездам
Королев планировал полет В. Терешковой как агитационный престижный
акт, рекорд своего рода. Первой женщиной в космосе должна быть советская
женщина. На самом деле Валентине Терешковой этот полет тяжело дался, на
первых витках она даже не смогла взять на себя управление. Королев ее с
Земли спрашивает: «Чайка» (позывной Терешковой), вы выполняете полетное
задание?». А она в ответ: «Пока нет». Королев даже растерялся. Правда,
потом она пришла в себя и даже попросила удлинить полет до трех суток. В
целом все прошло нормально, если не считать, что Валентина разбила себе
лоб при катапультировании. Путь в космос — путь неизведанный, «сквозь
тернии к звездам». Случались и трагедии. Так, нелепо погиб всеми любимый
герой-космонавт Комаров.
У него при спуске не вышел парашют из контейнера. Внутренняя
поверхность контейнера была обработана на заводе с нарушением
технологии. Вместо скользкой стала шероховатой, а запасной парашют не
раскрылся — стропы запутались. Затем Добровольский, Пацаев, Волков.
И тоже подвела техника: клапан, который при спуске открывается в
плотных слоях атмосферы, открылся преждевременно — в безвоздушном
пространстве. Не рассчитали, что при одновременном срабатывании
пиропатронов, отстреливающих спускаемую капсулу (обычно они детонируют
по очереди), это может случиться. Когда в дырку диаметром 5 сантиметров
стал со свистом выходить воздух, космонавты даже попытались дотянуться и
заткнуть ее рукой. Такое, в принципе, вполне возможно, но они были
пристегнуты к креслам и дотянуться не смогли, а отстегнуться не успели и
это не последние жертвы.
Но другого пути освоения космоса не было и нет — только путем проб,
испытаний, ошибок и, как следствие, ценою жизней испытателей и
первопроходцев. Не уберегли от случайной гибели даже Юрия Гагарина,
который разбился вместе с инструктором В. Серегиным во время планового
тренировочного полета 28 марта 1968 года.
Недаром Космос называют таинственным, и многие космические
исследования по сей день находятся под грифом «секретно» — не подлежат
огласки — наверное, нашу психику берегут от неминуемых потрясений. Так
или иначе, но по какому-то странному стечению обстоятельств два
легендарных, центральных персонажа истории развития космонавтики Юрий
Гагарин и Керим Керимов закончили свой земной путь практически в один
день (первый 28 апреля 1968 года, второй — 29 апреля 2003), с разницей
ровно в 45 лет.
"Союз-Аполлон” — политический проект
В 1975 г. Керим Керимов курировал подготовку совместного советско-американского полета «Союз-Аполлон».
По словам К.Керимова, нашумевший полет «Союз — Аполлон» был чисто
политическим проектом. Покойный академик Келдыш делал тогда в США
операцию и заодно договорился о совместном полете. В правительстве
увидели в идее Келдыша хороший повод для сближения с США. Для
американцев полет стал практически бесплатным. Для выхода на орбиту они
использовали оставшиеся агрегаты от своей лунной эпопеи. Подготовка
проходила в нервозной атмосфере, и все перипетии становились предметом
политического торга, не имеющего никакого отношения к науке. Перед самым
стартом полет чуть не сорвался из-за того, что не работала цветная
видеокамера в салоне корабля. Если бы советская сторона предложила
отложить полет, то американцы усомнились бы в ее возможностях (подрыв
имиджа) и потребовали бы оплатить их расходы. Никто тогда не хотел брать
на себя ответственность: полет-то политический! А что такое цветная
камера? Ерунда, подумаешь, будет изображение не цветным, а черно-белым! И
К.Керимов принимает решение не откладывать полет. Решил: сначала
запустить, а уж потом доложить в правительство.
Станция "Мир” — бельмо на глазу американцев
В 1974 году, оставаясь председателем Госкомиссии, Керимов был
переведен на должность первого заместителя директора ЦНИИМаш. В этой
должности он курировал работы, связанные с запуском и эксплуатацией
орбитальной станции «Мир». В 1979 году за успешное осуществление полетов
на пилотируемые орбитальные станции Керимову присуждена Государственная
премия, а в 1987 за создание многомодульной орбитальной станции «Мир» и
обеспечение полетов на эту станцию ему было присвоено звание Героя
Социалистического Труда.
Космическая станция «Мир», по рассказу К. Керимова, помимо полезной
деятельности была своего рода свидетельством преимущества России над США
в космосе. Иными словами, для США — «бельмом на глазу». После ее
запуска в СМИ США тогда с нескрываемым возмущением писали, что «русские
на 10 лет опередили американцев и теперь владеют космосом».
Была ли необходимость топить «Мир»? Ведь «Мир» постоянно обновлялся,
докомплектовывался, его окончательно достроили только за два года до его
потопления, а всего его собирали на орбите 15 лет. К.Керимов говорил,
что достаточно было поменять на нем те блоки и узлы, которые вышли из
строя, и можно продолжать эксплуатацию. Но на затоплении «Мира» настояли
США. Даже последние модули они отказались использовать при
строительстве новой станции. Американцы сделали все, чтобы Россия
ощутимо отстала от них в развитии космонавтики. И 240 миллиардов
долларов президент Кеннеди выделил именно для развития американской
космической индустрии, для освоения Луны.
Тысячи различных предприятий и учреждений докладывали Кериму Керимову
о готовности. У него аккумулировалась вся информация. В комиссию, где
он был председателем, входили пятьдесят человек, среди них президент
Академии наук, министр обороны СССР, другие министры СССР… Из всех
руководителей Советского Союза больше всего внимания космонавтике уделял
Леонид Брежнев. У него была прямая связь с Керимовым.
Рассекретились — спасибо Горбачеву!
Личность председателя государственной комиссии Керима Керимова стала
впервые известна только летом 1987 года из газет «Правда» и «Советская
Россия», когда в СССР началась перестройка. В 1991 году, в возрасте 74
лет, Керимов вышел в отставку, но продолжал работать консультантом ЦУПа.
В 2001 г. за большой личный вклад в становление и развитие
отечественной космонавтики и ракетостроения президент России Владимир
Путин наградил Керима Керимова орденом «За заслуги перед Отечеством» IV
степени. До этого момента он был приставлен ко многим высоким наградам,
существующим в СССР, соответствующим его высокому титулу: лауреат
Сталинской, Ленинской и Государственной премий, Герой соцтруда и др.
Керим Керимов является автором автобиографической книги «Дорога в
космос» (Записки председателя Государственной комиссии), вышедшей в
бакинском издательстве «Азербайджан» на русском языке в 1995 году. Этими
интереснейшими материалами книги мы воспользовались при
написании данной статьи.
Важнейшие этапы освоения космоса
В 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире
межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в том же году была
использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.
4 октября 1957 — запущен первый искусственный спутник Земли "Спутник-1”.
3 ноября 1957 — запущен второй искусственный спутник Земли "Спутник-2”, впервые выведший в космос живое существо, собаку Лайку.
4 января 1959 — станция «Луна-1″ прошла на расстоянии 6000 километров
от поверхности Луны и вышла нагелиоцентрическую орбиту. Она стала
первым в мире искусственным спутником Солнца.
14 сентября 1959 — станция «Луна-2″ впервые в мире достигла
поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и
Автолик, доставив вымпел с гербом СССР.
4 октября 1959 — запущена автоматическая межпланетная станция
«Луна-3″, которая впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли
сторону Луны. Также во время полёта впервые в мире был на практике
осуществлён гравитационный манёвр.
19 августа 1960 — совершён первый в истории орбитальный полёт в
космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле
«Спутник-5″ этот полёт совершили собаки Белка и Стрелка.
12 апреля 1961 — совершён первый полёт человека в космос (Юрий Гагарин) на корабле "Восток-1”.
12 августа 1962 — совершён первый в мире групповой космический полёт
на кораблях "Восток-3” и "Восток-4”. Максимальное сближение кораблей
составило около 6.5 км.
16 июня 1963 — совершён первый в мире полёт в космос женщины-космонавта (Валентина Терешкова) на космическом корабле "Восток-6”.
12 октября 1964 — совершил полёт первый в мире многоместный космический корабль "Восход-1”.
18 марта 1965 — совершён первый в истории выход человека в открытый
космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из
корабля "Восход-2”.
3 февраля 1966 — АМС "Луна-9” совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, были переданы панорамные снимки Луны.
1 марта 1966 — станция «Венера-3″ впервые достигла поверхности
Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического
аппарата с Земли на другую планету.
3 апреля 1966 — станция «Луна-10″ стала первым искусственным спутником Луны.
К. Циолковский: "Земля есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели!"
|