РКК «Энергия» предлагает создать новую ракету-носитель совместно с Украиной и Казахстаном и использовать в этом проекте технологии программы «Энергия-Буран».
Российские, украинские и казахские космические предприятия могут вместе за три-четыре года создать новую сверхтяжелую ракету-носитель, которая позволит доставлять экипажи к Луне, считает президент генконструктор ОАО «Ракетно-космическая корпорация „Энергия" имени С.П. Королева»
Виталий Лопота.«Если амбициозно говорить, то можно за три-четыре года из компонентов, которые имеют летную квалификацию, используя лучшие конкурентные преимущества России, а именно „царь-двигатель" с тягой до 800 тонн, РД-171, можно было бы вместе, в кооперации с Украиной и Казахстаном создать ракету-носитель сверхтяжелого класса, который способен вывести корабль весом 20 тонн к Луне", — сказал
Лопота журналистам 27 августа в кулуарах Международного аэрокосмического конгресса в Москве.
Ранее
Лопота заявил, что РКК «Энергия» предлагает создать новую ракету-носитель совместно с Украиной и Казахстаном и использовать в этом проекте технологии программы «Энергия-Буран».
Система «Энергия-Буран» — советский проект космического многоразового корабля — была создана в конце 1980-х годов. Челнок «Буран» выводила на орбиту ракета-носитель «Энергия», которая была способна выводить в космос полезную нагрузку более 100 тонн. Стартовый комплекс находится на космодроме Байконур.
ОАО «Ракетно-космическая корпорация "Энергия» имени С.П. Королева» — стратегическое предприятие России по пилотируемым космическим системам, специализирующееся на создании новых космических технологий, включая разработку автоматических космических систем различного назначения, ракетных систем для выведения космических аппаратов на орбиту. Корпорация производит, в частности, пилотируемые корабли «Союз», грузовые корабли «Прогресс», разгонные блоки для ракет-носителей.
Предприятие является лидером по внедрению наукоемких космических технологий для производства продукции некосмического профиля.
Амбиции «Энергии»
Тем временем генеральный конструктор корпорации «Энергия» Виталий
Лопота заявил, что корпорация рассчитывает на победу
в объявленном лунном тендере. «Именно РКК имеет больше всего наработок –
идеологических, технических, конструкторских, то есть готовых
технических решений и конструкторских разработок, чтобы осуществить этот
проект», – объясняет Лопота (цитаты по «Интерфаксу»).
«Напомню, что самый лучший в мире носитель сверхтяжелого класса
"Энергия” был сделан при головной роли нашей корпорации еще в 80-е годы.
Два пуска этого носителя были успешными», – заявил Лопота.
После двух запусков с Байконура ракеты-носителя «Энергия» в 1987 и в
1988 годах в начале 1990-х годов работы по программе «Энергия-Буран»
были приостановлены. К 2000-м годам ракеты были уничтожены.
Разработанный для проекта «Энергия» ракетный двигатель РД-170
в модернизированном виде используется на российско-украинских
ракетах-носителях «Зенит» (РД-171) и американских «Атлас-5» (РД-180).
По словам Лопоты, РКК «Энергия» сегодня имеет «самые современные
технологии по управлению, по точности выведения». «Я бы сказал,
технологии по управлению качеством нашей продукции. Выполненный накануне
пуск (ракеты-носителя "Зенит-3SL” со спутником связи "Интелсат-21”) это
ярко продемонстрировал», – сказал Лопота.
«На "Морском старте” мы имеем в качестве первой ступени блок "А” –
боковой ускоритель ракеты "Энергия”, алгоритмы управления которым
отрабатывались в рамках этого проекта», – напомнил он.
Однако эксперт отраслевого издания "Новости космонавтики"
Игорь Афанасьев указывает, что фактически у Центра Хруничева больше
современного опыта, чем у «Энергии», для участия в тендере Роскосмоса
по созданию тяжелой ракеты-носителя.
«К сожалению, с 80-х годов "Энергия” не делала никаких
ракет-носителей, поэтому опыт остался в 80-х годах. Они могут говорить
все что угодно, но тендер только объявлен, и пока рано говорить, кто
победит», – говорит газете ВЗГЛЯД Афанасьев. «Энергия» только
возглавляла программу «Энергия-Буран», а основные блоки ракеты делали
украинское КБ «Южное» и Южный машиностроительный завод, а также ЦСКБ
«Прогресс» в Самаре", – добавляет эксперт.
В отличие от «Энергии», Центр имени Хруничева сейчас занимается
разработкой тяжелых ракет-носителей, в планах стоит разработка
сверхтяжелых носителей. «При поставленных задачах они могут разработать
тяжелый носитель на базе технологий, которые разрабатываются в рамках
программы по тяжелой ракете-носителю "Ангара”», – добавляет эксперт.
Поэтому шансов победить в конкурсе у ГКНПЦ имени Хруничева больше, чем
у РКК «Энергия».
Международная кооперация
Для выполнения перспективных космических миссий корпорация «Энергия»
предлагает создать сверхтяжелую ракету-носитель «Содружество» с участием
Украины и Казахстана и использовать технологии программы
«Энергия-Буран».
«Это стартовый комплекс, который сегодня еще живой, по крайней мере
его можно привести в порядок. Это ракетные блоки "А”, которые
используются в ракете-носителе "Зенит”. Это двигатели, производимые
сегодня. Правда, вместо водородной центральной части мы предлагаем
использовать кислородно-керосинные двигатели и компоновать первую
и вторую ступени из пяти блоков», – уточнил Лопота. «Про
грузоподъемность пока трудно говорить, но она будет до 70 тонн. Этого
вполне достаточно для реализации планов облета Луны», – считает глава
РКК.
«При наличии амбиций и политической воли это можно сделать
за несколько лет и при этом не уступать нашим американским коллегам», –
уверен Лопота.
Напомним, что ракета-носитель «Зенит» серийно производится
на украинском заводе «Южмаш» в Днепропетровске. Она оснащается ракетными
двигателями РД-171 разработки и производства НПО «Энергомаш» в Химках.
«Энергия» без этого (без привлечения партнеров из Украины и Казахстана)
не сможет сделать носитель", – указывает Афанасьев.
Между тем, по мнению независимого отраслевого эксперта Андрея
Ионина, проект создания такой ракеты, с учетом сложности
и неоднозначности проекта, должен быть международным в широком смысле.
«Только тогда проект получит перспективы и может быть реализован. Если
такая ракета и будет создана, то только в рамках международной
кооперации и как часть не российского, а международного проекта освоения
Луны», – говорит он. Партнерами России, по его мнению, могут стать
любые страны, у которых есть планы совершить полет на Луну, к примеру
Индия и Китай.
США и Россия: кто первый
«Для того чтобы Россия была конкурентоспособной, мы должны понимать,
что американцы собираются решить такую задачу в 2018–2020 годах (речь
о полете на Луну – прим. ВЗГЛЯД)», – напомнил Лопота из «Энергии».
Однако Афанасьев сильно сомневается, что Россия сделает тяжелые
ракеты-носители для полетов на Луну раньше, чем США. «Но теоретически
России вполне по силам реализовать задачу, поставленную Роскосмосом
по созданию носителя, тем более что в 80-е годы мы все-таки сделали два
запуска тяжелых ракет-носителей. Но в нынешних условиях надо будет
приложить серьезные усилия для этого, потому что для промышленности это
будет не так просто. В первую очередь, из-за потери кадров
и технологий», – говорит Игорь Афанасьев.
«Кроме того, разработка тяжелой и сверхтяжелой ракеты-носителя
оправданна только при наличии конкретной программы. А у Роскосмоса
сейчас есть только некие планы и наметки по поводу того, куда
надо лететь: по факту на Луну и на окололунную орбиту. Только когда эти
задачи конкретизируются, можно говорить о носителях, потому что
характеристики ракеты будут определяться характеристиками корабля. Здесь
все взаимоувязано», – отмечает Афанасьев.
В проекте стратегии развития космической деятельности до 2030 года,
пока не утвержденной, отмечены лишь общие задачи отрасли. Что касается
полетов на Луну, то до 2015 года должен быть создан научно-технический
задел в интересах реализации в последующие годы масштабных проектов
для исследования и освоения дальнего космоса.
К 2020 году Россия должна стать ведущей державой в области проведения
ряда миссий по углубленному исследованию Луны с луноходами, а также
должна доставить на Землю образцы грунта.
В период до 2030 года Россия должна осуществить демонстрационный
пилотируемый облет Луны с последующей высадкой космонавтов на ее
поверхность и возвращением их на Землю, говорится в стратегии.
Пилотируемый корабль для полета на Луну
Генеральный конструктор «Энергии» рассказал также о том, каким,
по мнению корпорации, должен быть пилотируемый корабль для облета Луны.
Корпорация ранее выиграла конкурс на разработку перспективной
пилотируемой транспортной системы, которая в том числе могла обеспечить
облет Луны и полеты в дальний космос. По словам Лопоты, по этой
программе «идет стадия технического проектирования». «Приняты
окончательные решения по облику космического аппарата. Он должен быть
таким, чтобы летать к Луне в составе соответствующего комплекса, включая
разгонный блок, который будет обеспечивать обратное возвращение,
и разгонный блок, который будет формировать траекторию полета к Луне», –
сказал Лопота.
По его словам, пилотируемый корабль для облета Луны «должен быть
способен входить в атмосферу Земли со второй космической скоростью,
при этом температура разогрева поверхности аппарата будет значительно
превышать 3 тыс. градусов по Цельсию». «Но чтобы выводить такой
космический аппарат, например, для полета к Луне, нам необходимо, чтобы
его масса была около 20 тонн, а требуемая грузоподъемность
ракеты-носителя составляла 120–130 тонн (для низких орбит)», – считает
он.
«Но Россия с существующими технологиями может обеспечить только
выведение 60–70 тонн полезных грузов. Поэтому такую миссию мы могли бы
осуществить по двухпусковой схеме. То есть первый пуск – это космический
аппарат плюс разгонный блок, который будет обеспечивать возвращение
с орбиты Луны. А вторым пуском выводится разгонный блок, который будет
обеспечивать формирование траектории полета к Луне. Они будут
стыковаться на низкой околоземной орбите», – предложил Лопота.
Дополнительные материалы: